dead art (lifestation) wrote,
dead art
lifestation

Грустные истории в веселых сказках о Новом Годе

Главное - не путать настроение с самочувствием (М.Жванецкий)

Интересная вещь - этот Новый Год. Есть такая тенденция , что именно в Новый Год, в этот САМЫЙ любимый и, по идее, весёлый праздник у очень многих обостряется чувство одиночества. С чем это связано - вероятно, как обычно, с ожиданием чего-то, которое должно быть настолько особенным и грандиозным, что в этом мире, вернее, в одной из отдельно взятых жизней как-то не помещается. Кому охота "оторваться-напиться-побеситься", те могут это сделать запросто, а вот человеку, у которого есть мечты или желание, которое он за неимением лучших вариантов, что с ним делать, может только загадывать и или беда, от которой не отвяжешься, сам по себе, праздник как повод ничего сделать, естественно, не может. Повод - это не причина. Примета - тоже не причина, а только якорь.

Странно: никогда ещё не приходилось встречать новый год с гриппом или какой другой медицинской неприятностью внутри. А тут пришлось. Как ни парадоксально, получился какой-то очень благостный Новый Год, вот имено благостный, ибо ничего хорошего, вроде, и не произошло, а настроение - лучше, чем в прошлые пару Новых Годов и куда лучше, чем самочувствие в этот (правда, если не считать того, что большая часть мыслей была именно об этом самом самочувствии. За всю жизнь, наверное, столько не распространялся о том, что я-де болею.) Очень необычно, когда ничего не происходит, а настроение хорошее. Прямо, не узнаю себя, честное слово. И как же оно иногда помогает... Кто-то сказал, мол а возьмёт всё и пройдёт само в 4 часа утра первого числа. Ну, смех-смехом... Но пусть и не в 4, а около 6 как-то резко стало ясно, что... проходит... Да и сейчас было бы неправдой то, что не происходит ничего хорошего. Тогда не происходило, когда Новый Год был. А теперь - уже происходит. Только тсс... Не читать вслух - стены услышат.... Не знаю, чем всё кончится.


За это время несколько по-новому взглянул на известные "новогодние" весёлые телевизионные фильмы.

Например, "бедная Саша" - вроде, и весёлый оптимистичный фильм со вкусом но, если присмотреться, то лейт-мотив не только не Новый Год, как бы ему хотелось казаться (обращаю внимание, в предыдущих словах НЕТ грамматической ошибки), даже не сказка со счастливым и справедливым концом, а... Помните, когда Берёзкин возвращается к Аристарху в каморку, тот его спрашивает: "где деньги", - а Берёзкин объясняет, мол денег нет, но можно заработать, хоть и не миллион, но без всякого риска? Что отвечает Аристарх, человек. шагнувший из гос.думы прямо на улицу? - "Заработать? И не миллион... Ааа...", - и махнул рукой. Вот, это и есть лейтмотив всего фильма: В РОССИИ ЗАРАБОТАТЬ БЕЗ РИСКА НЕЛЬЗЯ (!) И БЕЗ КРИМИНАЛА! Также, как нельзя быть богатым в нищей стране. Если зарабатываешь, не делая ничего криминального сам, то у тебя должен быть какой-то свой человек, который сделает эту работу за тебя и за вознаграждение. И ведь даже за честное, без подлога, отстаивание интересов обманутых вкладчиков главный герой сидит в тюрьме. К слову, о недавнем разговоре в дневнике о теории воспитания в русле статистики, сидит он, как раз, потому, что "плохой дядя, попадая во власть, не перевоспитывается, а строит власть, преследуя свои цели.

Ну и длинный же, оказывается, этот фильм под названием "ирония судьбы...". Дня четыре не мог никак кончиться - как ни зайдёшь в комнату, где есть телевизор - хоть из какого-то канала, а торчит. Сам Рязанов говорил, что, снимая этот фильм, он хотел посмеяться над однообразным панельным строительством, да и общей унификации всего подряд, но никто не оспорит, что уж о чём-о чём, а только не об этом подумаешь при просмотре. На самом деле, в человеческом смысле фильм как иллюстрация очень многозначителен и... Точен. Мамы, которые любят своих чад, причём даже будучи мягкими и доброжелательными, умудряются отбить у детей инициативу к обустройству собственной жизни, хотя и без всякой задней мысли приносят в жертву якобы интересам детей собственный Новый Год, отправляясь к соседям. Друзья и подруги, которые и не озадачиваются, что с человеком, человек им пытается объяснить то, что происходящее для него важно, а не тут-то было. Главное для друзей - весёлое времяприпровождение, плевать, что потом они не доползут до пункта назначения, где их, между прочим, очень ждут. Сами главные герои... О них, собственно, можно и не говорить, ибо о них всё сказано Ипполитом. Только один штрих в дополнение: Когда мокрый Ипполит выходит из квартиры, у двери на слова нади о том, что он сказал им всё то, в чём они сами боялись себе признаться, Евгений отвечает выражением бурного несогласия, хотя сам рассказывает наде, почему она собиралась замуж за Ипполита, дескать, годы идут, а тут мужчина солидный, положительный, подруги советуют. Значит, всё он понимает, и внутренне согласен, но живёт по принципу "лишь бы не додуматься". Да и сам-то он, вспомните, почему женится - в самом начале фильма диалог между ним и Галей: "Я буду у тебя мелькать перед глазами", - "мелькай". Вот, будет что-то у тут мелькать перед его глазами - и пусть мелькает, зато "всё, как у людей". Теперь о самом Ипполите. Уж сколько сил приложено авторами, чтобы хоть как-то очернить его в глазах зрителя, дескать, смотрите, он и в ревнивец, и в драку полез, и напился, и устроил сцену с душем, и на машине гонял пьяный... иначе бы внимание значительной части сердобольных зрителей сместилось в его сторону и всё уже бы не выглядело такой благостной комедией. Однако, внутренняя логика произведения - штука сильная, и вдумчивый да увидит. Кто такой Ипполит (если не по фабуле, а по сути)? Да человек, которого кинули! Вроде, и не хотели, а кинули. По случайности, по недоразумению ли, в шутку ли... какая уже разница: всё равно же, кинули. И слова-то другого сразу не подберёшь. А как кинули, так и всем стало хорошо. Люди получили, чего искали, осознанно или нет, и никакая совесть не мешает им наслаждаться содеянным, даже неловкость к утру пропадает. А что же Ипполит, уверенный в том, что всё разрушить можно быстро, а вот создать - вряд-ли.. Он ещё как-то умудрился вернуться несколько раз; а уж по тому, что он, и напившись-то в первый раз, начал гонять на машине и устроил рефлексивную душевую церемонию в верхней одежде, ясно, что в эту ночь у человека рухнуло ВВССССЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ, и даже зацепиться-то не за что, а человек с такими взглядами, а точнее, мироощущением, если его так долбануть мордой об асфальт, больше уже, наверное, подняться не сможет, поскольку ничто не проходит бесследно, и всё происходящее очень значимо. Мама Гали, между прочим, видит, что происходит, но что она может поделать, когда и сама-то сначала к соседке ходила добровольнопринудительно, а потом даже на улеце мёрзла из благих намерений (кстати, вернувшись в то время, когда Надя ездила на вокзал, она, что символично, принимает Евгения за вора, преступника, хотя он её и развлекает) - будь, что будет. Мама самого Евгения ведь отнеслась к приезду Нади на следующей день так же: будь что будет или "поживём - увидим". И друзья... Зачем что-то понимать? Обознались, извинились и.. выпить, т.е. время провести, а что до "более других" человеческих дел, так на это есть мама, остальным - плевать с высокой башни.

Вот, такие праздничные сказки.
Tags: 2004
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments