dead art (lifestation) wrote,
dead art
lifestation

НЕО.   Мемуаура двоичная, триединая.


История первая.

Когда-то в закатанном в асфальт 1988 году игрался с осциллографом и ткнул в телерозетку, увидел какой-то подозрительный странный сигнал, стал шарить по каналам и обнаружил готовившееся к запуску на одном из каналов кабельное телевидение, а пока оно готовилось, показывало какую-то бессмысленную чёрно-белую картинку а-ля ZX-Spectrum wallpaper и крутило музыку. Думаю, в те времена, особенно, с учётом возраста, это было, по ощущению, сродни хакерству, да я и поступил-то точно так же, как в (увиденном лет на 10 позже) фильме «Хакеры» самый «зелёный» из их банды — записал эту музыку с телевизора как «трофей» в подтверждение того, что «здесь был я». Качество было ужасное, но не в том же дело.
Музыки было две, по всему, у телевизионщиков крутилась одна и та же кассета на автореверсе взад-вперёд, у меня из них не было ни одной. Одну сторону мы с товарищщччем распознали быстро, это был Франк Дювал с гражданочкой и альбомом, кажись, When You Were Mine, а что есть второе, я узнал только года через полтора, увидел заголовок в клипе на популярный тогда кавер группы DNA песни Tom's Diner; это, как оказалось, была Сюзен Вега, впечатлившая меня настолько, что я впервые (в обстановке строжайшей секретности, зато по-настоящему) зауважал женский пол, который, вообще-то, воспринимал примерно так, как представители диких племён Амазонии воспринимают «белых людей» — как часть окружающей природы.
В году номер 1990 или 1991 отремонтировал железяку какому-то знакомому знакомых па-аацанов (видимо, звукозаписному фарцовщику), за что он дал мне записать 3 полных кассеты чего угодно из его фонотеки; половину записанного составляли три альбома Веги, а буквально на следующий день мы с родителями уже ехали на какой-то курорт — и послушать это дело мне удалось один раз в дороге, ибо на том курорте несколько кассет у меня спёрли, ибо они были в диком дефиците, а эти конкретные были нарочито, просто кричаще новые и настоящие (в смысле не поддельные, и это в самом разгаре эпохи поддельных кассет). Так, только что заполучив «заветный приз», я тут же его лишился. Случая записать или хотя бы сколь-нибудь внятно услышать всё это ещё раз мне до скончания века, двадцатого, так и не представилось — и Вега осталась в памяти этаким эфемерным «светлым образом» (на самом деле, конечно же, тёмным, чёрно-серым, в палитре dark gray) ещё почти на 10 лет.


История вторая.

Когда-то в заархивированном на давно нечитаемые дискеты и похороненном в обнулённом кеше Альтависты самом хвосте девяностых я участвовал в жарких беседах в одном фидошном сообществе, посвящённом «компьютерной жизни», сетевой субкультуре, киберпанку и всему такому. При этом между мной и генеральной линией партии общей атмосферой сообщества всё время было некоторое напряжение, непонимание, меня — ну разве, что только не бесило, когда мне говорили, что я типа «один из» них, этих странных слов «нердов», да «гиков», суть конфликта до меня дошла ещё лет через 10, ну, чуууть меньше. У товарищщччей всё крутилось вокруг групповых идентичностий, поиска «своих» и «чужих», групповой нетакокаквсешности и претензий на элитарность, а меня с детства воротит от социальных игрищ, а интерес к компьютером был просто закономерным продолжением интереса к технике, а сетевое общение — просто стороной жизни, способом расширения маленького мира и общения с людьми, которые в иных обстоятельствах просто не могли быть встречены, а тем более, замечены, распознаны... Это воспринималось как новый уровень виток радиолюбительства, только в компьютерном и текстовом виде и без спорта, клубовщины, экзаменов, морзянок, лицензий и ограничений на объёмы и тематику разговоров. Так что, с одной стороны, и попытки вовлечения в социальные игры, являющиеся по сути знаком признания и формой принятия человека со стороны сообщества, у меня вызывали отторжение, с другой стороны, и мой настрой «я — не я, и лошадь не моя, а разве мы, вообще, знакомы» выглядел на общем фоне странно, вероятно, читался как враждебность; впрочем, я не один был такой, хотя, вероятно, у меня это одновременное «вписывание» и «невписывание» в благородное сообщество выходило как-то более спецэффектисто, чем обычно, этак по-чацки, впрочем, и кончилось примерно так же :)
Сообщество не было фендомным, но фанфиками в нём баловались; и бывало, всерьёз. По следам фильма «Матрица» писали несколько человек, а я, будучи избыточно «в теме», считал оный киношедевр откровенно неудачной претенциозной поделкой и был убеждён, что несколько небольших рассказов, написанных членами сообщества, были на голову выше оригинала (это суждение не о рассказах, а об оригинале). В фильме есть момент, где герои, видя чёрную кошку как «дежавю» происходящее при изменениях в программе Матрицы, узнают о том, что их здесь уже ждут враги, и я решил подколоть товарищщччей, мол, «вчера день начинался, а сегодня — опять, наверное, это засада...», получилось стихотворение «Нео». Начинался двухтысячный февраль.


История третья.

Даже человеку, в совершенстве знающему иностранный язык, даже живущему в иной стране и имеющему близкое образование сложно и трудно по-настоящему определить, что хорошо и что плохо в иноязычной литературе. А уж с поэзией, где большая часть текста буквально состоит из тропов, и редкое слово употребляется в своём номинальном значении, просто в силу особенностей формы, всё ещё хуже. Я в свои 13-15 вряд-ли мог хотя бы понять содержание иноязычного стихотворного текста.
Однажды гостил у деда в городе Чита, по которому перемещался исключительно пешком в силу исключительного незнания, на чём куда попасть и как потом вернуться, если попал не туда (впрочем, заблудившись, возвращался всегда с помощью одного и того же вопроса к прохожим «Как пройти в библиотеку на центральную площадь?», это любой мог пальцем показать). Практически заблудившись в очередной раз, я набрёл на сказочный магазин CD-дисков, в основном, компьютерных, где встретился нос к носу с двумя драгоценностями. Одна — это mp3 (с каким-то смешным потоком, максимум —192) дискография Веги, которую я уже не то, что отчаялся найти, а отказался от самого намерения, и готов уже был считать, что нет никакой Веги, «Тебе послышалось, Буратино. И вам всем послышалось!». Но где сейчас ТА дискография... То ли дело — другая драгоценность, о смысле которой я только догадывался как о чём-то потенциальном, это самый замечательный, лучший в своём роде (пусть не по функционалу, совместимости и безглючности, но по финальному продукту) Номер Пятый Мыш Домашний, универсальный измельчитель стен, растворитель границ и раздвигатель горизонтов, и расширитель сознания, разрабатывавшийся ещё под античные компьютеры с Вин-3.11 и пролежавший ровно 50250 лет в тёмных чуланах мироздания, из-за которого моей рабочей системой вплоть до 2008 9 года был Вин-89-98, а компьютер не обновлялся 10 лет, и только после того, как добрые люди подрихтовали сей софтверный убердевайственный вундервафель таким образом, что он стал с некоторыми неудобствами работать под более новыми системами и без диска, стал возможен апгрейд, так что я и сейчас его во всю использую. А тогда — шёл двухтысячный август.
Возвращаясь к Веге, всё же замечу, что всё было не так фатально, тогда уже были Enter не ты, в которых я удостоверился, что это не глюк, а нечто, существующее в природе, и даже скачал целых четыре :) песни (правда, тексты песен не читал — просто не знал, что их можно читать как стихи), но вдруг — целая дискография... Вернувшись домой, стал слушать... Обнаружил, что в песне Big Space в альбоме Days of Open Hand, третьем из трёх записанных мной десять лет тому назад, но так по-человечески и не отслушанных, есть строфа, близко похожая на строфу из стихотворения «Нео» полугодовой давности из предыдущей истории.

Big Space

Close to the middle of the network
It seems we're looking for a center
What if it turns out to be hollow?
We could be fixing what is broken

НЕО

ты ищешь смысл. А если его нету?
Ты ищешь путь. А если нет пути?
Ты ищешь центр. А если нету центра?!
Или он есть, но ничего внутри?

Кстати, о дежавю: Со мной довольно много раз случалось такое, когда — вспоминается что-то, слушанное или многократно слышаное в глубоком детстве, лет в 4-8, например, на английском языке, и вдруг, через четверть века, по памяти — понимаешь, что они там пели. Но в данном случае ключевое условие — многократность — не выполнялось в принципе, так что было ни понять, ни запомнить. Как такое получилось, я не знаю.











НЕО        



Совсем недавно начинался день, и
вот, день начинается опять...
И вмиг догадка: Дежавю. Явленье.
Ловушка! Ничего не избежать...

И тихий страх и разум напряжённый,
и в темечко — сухой горячий стук...
Открылась, как икона, обречённость.
Да, это он, тот самый мелкий "глюк

в программе", то, чего всегда боялся,
Незванное — само идёт к тебе,
ведь ты своим самоконтролем наслаждался,
зайдя за грань и обнажив предел.

И вот теперь, беспомощный, взираешь
на неизбежность вечной пустоты,
где Что-то тайное незримо изменяет
тот мир, который веря создал ты.

Оружье, пули... Если б только пули...
Знаешь сам, в них нет тебе вреда;
а люди в чёрном — лишь жужжащий улей,
они слабы, не для тебя чета.

Ты — победитель, в этом нет сомнений;
уже весь мир почти у твоих ног,
в твоих руках стихия направлений
и вечность алгоритмов и дорог...

Только... вопрос... Ты ж начинал — с вопроса!
Забыл вопрос? Или нашёл ответ?..
Ты — победитель. Победить-то просто,
но вот ответ... Ценой своих побед

ты ищешь смысл. А если его нету?
Ты ищешь путь. А если нет пути?
Ты ищешь центр. А если нету центра?!
Или он есть, но ничего внутри?

Реальность?.. А ты сам-то её знаешь?
Твой дар твой автомат — орудие побед
лишь для тебя, а тем, в кого стреляешь —
реальны их увечия и смерть.

Итак, две истины. Что более реально?
Ответь себе теперь лишь на один вопрос:
Ты избавляешь мир от снов? И от мечтаний?
Но что в тебе, кроме, твоих же, грёз?..



6.02.2000



Tags: 2012, xx, встолбик
Subscribe

  • ''Говорятмыбякибуки'' — Упопабыласобака

    "Говорят, мы бяки-буки," но всё это враки-трюки, байки-басни, сплетни-слухи, нарратив, дискурс и яд, выдаваемый за вести, мы - одни, а их — по…

  • Письма на ветер

    Он — остывший романтик, артист и предмет пересудов; и поэт, пусть не гений, но всё ж, у него есть секрет: его собственный ангел, хранитель,…

  • Яблоко, ТЫблоко, Облако и Небесная Сеть

    В эпоху, когда персональные компьютеры появились лишь номинально, практического применения им ещё не было, и пиарщики просто не знали, под каким…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments