dead art (lifestation) wrote,
dead art
lifestation

Вдогонку к разговору о визуальном восприятии музыки

Собственно зрительных образов музыка как таковая у меня не вызывает, хотя в визуальные ассоциации (несмотря на отсутствие и "цветного слуха") с общей звуковой атмосферой можно проследить, хотя даже это, скорее, подвергается воздействию музыки опосредованно. Чтобы получить какие-то непосредственно зрительные образы, нужны какие-то дополнительные немузыкальные стимулы, таким образом, они — продукт смешения музыки с чем-либо совершенно произвольным, точнее, пропускания чего-либо через музыку. Дальше речь пойдёт, по понятным причинам, о преимущественно инструментальной и исключительно электронной музыке и о впечатлениях, которым все сроки давности вышли.

Например "тёплое" звучание Кейко Мацуи вызывает ощущение погружения, как подводная съёмка, приведённая к естественным для человека цветам, но это, всё же, изначально не от студийных записей, а от живых концертов с группой, имеющих свой яркий в смысле цветов видеоряд. А вот от музыки упомянутой в прошлом посте Чуды Suzanne Ciani возникает впечатление, что смотришь на процесс рождения рисунка, на то как художник тонким твёрдым карандашом быстро рисует на бумаге линию за линией, штрих за штрихом; но это — о сольных акустических, а если брать её электронику, особенно, раннюю, с буклами, то это какие-нибудь акварельки, которыми в детском саду «зиму» рисовали или речку какую-нибудь, в общем, снег, вода, такая палитра… Может, потому что у неё в ранних названиях —сплошные "волны"; но как бы то ни было, а ассоциации её акустики с карандашным рисунком, а её электроники — с лёгкими снежно-небесно-водными акварелями, кажется, довольно устойчива.

От Jarre, например, остаётся впечатление, что это — кино идёт. И сам он, как я недавно узнал, представляет электронную музыку как кино, идущее, проносящееся перед глазами слушателя. Забавно. Попадалась статья о нём, в которой его звуковую картину описывают как "теплые палитры", судя по всему, статья была переводная, корректность перевода у меня вызывает сомнения, но по моему ощущению, где-то как-то так оно и есть, «палитры», насколько тут уместно это слово, действительно, тёплые. Кстати, раз уж кино, то об образах даже, скорее, о цветах. Первой его записью хорошего качества у меня были два альбома — Houston-Lyons и Revolutions, первый визуально у меня сассоциировался с огнями мегаполиса и фейерверками , в основном, белыми, жёлтыми с мелкими, но яркими вкраплениями прочих цветов, а в чёрном или тёмном закатном небе над городом идёт лазерное шоу кино, толи так произошло потому что это живой концерт, толи потому что это была катушка в вырвиглазно-белой коробке с яркой жёлтой полосой и глянцевым чёрным торцом. На тот момент я не знал, что Jarre — автор лазерных шоу и моя ассоциация была недалека от правды о том, что в действительности было на этом концерте визуально. Однако, не всякий визуальный ряд можно наложить таким образом: например, у моего одноклассника с альбомом Zoolook, возникали всяческие футуро-техногенные ассоциации, то с тем, как робот гайки перебирает, то как робот в подземелье спустился, у меня это всё на удивление жёстко отторгалось, музыка ну никак не вязалась с индустриальной и кибер тематикой. (Вообще, забавно, что в СССР Жарр ассоциировался с компьютерной музыкой, но де факто, как раз, именно у него, в отличие от многих электронщиков (и всех, тут упомянутых, кроме Кейко Мацуи), компьютеры были не в чести, и у меня ни с чем техногенным он никогда не ассоциировался в принципе.) А вот его альбом Revolutions обошёлся без какой-либо визуализации вообще, зато получил плотное дискурсивное «либретто», ибо время было беспокойное, возраст — пытливо-воображательный, дискурсивноголодный, смыслоалчущий а звуковой ряд — напряжённый, и вообще, полный prog.

Tangerine Dream визуально мне звучит россыпями огней, точнее, похоже на то, как, если находишься в зале, а вокруг всяческие эффекты, и собственно, и на экранах. В общем, как очень большая цветомузыка, спектрально с уклоном в зелёные и синие тона. Подозреваю, что так сложилось потому, что примерно в то время, как у меня появились их записи, мне дед подарил на Новый Год цветомузыкальную гирлянду (наверное, ёлочную) я же её расположил в серванте, в его большом зеркальном отсеке с посудой так, чтобы лампочки отражались, от зеркала и тарелок, переливались в блюдцах-рюмках-бокалах. Получился трёхмерный метровый в ширину, полуметровый в высоту и сантиметров 40 в глубину экран, толи аквариум, толи ночной город. А с учётом того, что то была не обычная мигалка, а полноценная спектрально трёхполосная/трёхканальная цветомузыка, к которой я для пущей вящести спаял по той же схеме из инструкции, изменив лишь фильтрующие цепи в нужную сторону, и примастрячил и четвёртый канал, то ээхх... :) Но где-то в середине нулевых, когда сервант уехал на дачу, я её выкинул; а сейчас — как вспомню, так думаю: ну и дурак был. Сейчас — ну столько возможностей скреативить ей миниатюрное, но красивое применение. Хотя с другой стороны, как подумаешь, какие сейчас мониторы, руки-то и обломятся опустятся...
Забавно, что я, кажется, только сейчас, описывая всё это, понимаю, откуда именно у меня взялся этот бзик про трёхмерный телевизор-3D-аквариум, совмещённый с имитатором окна. Вышеописанная штука, как раз, и была по сути светящимся панно размером со средне-большой широкоформатный телевизор, причём, трёхмерным. Так вот, знакомство с Tangerine Dream, как раз, попало на момент новизны вот этой штуки. Кроме того, два альбома, которые у меня появились вместе, назывались Tyger и Underwater Sunlight, первое, в купе с блейковской текстовой "начинкой", а второе и само по себе как бы намекало вызывало все "нужные" ассоциации.

Kraftwerk, по моим ассоциациям, это либо некий примитивизированный вариант предыдущего TD, либо: Если ранний, семидесятовый, это своего рода научпоп-ТВ, то есть буквально то, как смотришь какой-нибудь — либо фантастику, либо естественический научпоп, либо просто документальный фильм про что-то научное, и/или (про физику/физиков, математиков, что-то, связанное с космосом, или компьютерами или ещё про какой хайтек) в детстве по старому чёрно-белому телевизору (почему-то обязательно днём, когда из-за солнечного света приходится вглядываться в экран и с трудом разбирать, что на нём); а если поздний, то как будто проходишь какую-то компьютерную игру из первой половины девяностых. Таким образом, в обоих случаях получается что-то вроде саундтрека. Здесь, мне представляется, можно зайти с двух сторон: Во-первых, как ни крути, а на совсем уж музыку Крафтверк, по большей части, просто не тянет, а тянет очень редко, поэтому главное, что в нём можно найти, это заявку на стиль звучания и настрой, что от саундтрека, как раз, и требуется; во-вторых, меня родители всячески пытались "отучить" или "отвадить" от всей ентой музыки — и во времена моих, кажется, первого-второго классов, а может, второго-третьего, систематически надолго (например, на всю школьную четверть, а то и на две) "забирали" у меня магнитофоны и даже радио под всякими предлогами под общим названием "плохое поведение", и мне по сути не оставалось ничего иного, как либо идти на Улицу, либо пялиться в точку на стене или в ящик и по нему же слушать радио, естественно, в те времена я пересмотрел-переслушал, наверное, всю фантастику, научпоп, техно-документалки и "новости науки и техники", которые только были на свете выходили в массовый неспецифический эфир. "Примитивный" Крафтверк, услышанный в более позднее время, не понравился, но наложился на следы этого всего, смешался с накопленными впечатлениями в нечто фоновое настроенческое, чем саундтрек, по большому счёту, и является. Кстати, у вышеупомянутого одноклассника, наоборот, никаких техногенных ассоциаций эта группа не вызывала.

Дидье Маруани появился примерно тогда же, когда и TD, причём, также, два альбома, правда из разных источников, а про один из двух я даже не знал, что это он, поскольку на катушке была не та подпись. Впечатление от них было разное. От дваждыкраснознамённого Space Opera нечто среднее между Жаром TD и Крафтверком, а от Paris France Transit — такое, как, если бы Жарр понаписал саундтрек к фильму.

В общем, самые близкие к музыке визуальные ассоциации связаны, в первую очередь, со звуковой атмосферой, переплетённой с какими-то произвольными, но так или иначе оказавшимися в сопутствующем положении, вещами. Кстати, если говорить лишь применительно к звуку, то недаром во всяких аудиофильских дискурсах всё, что угодно может быть обозначено словом "окраска". Да и не только визуальностей это всё касается. Например, напряжения и тяготения, да всякие пространственные характеристики чувствуют все буквально, опять же тёплый/холодный, а уж и полный тактильный набор и прочая кинестетика — тоже в особом живописании не нуждается; хотя...

В одном советском фильме в деревне был дед, который на любом сборище, по любому поводу говорил: "А вот у меня случЯй такой был...", — его перебивали. говорили: "Да знаааем мы твой случЯй, дед Пахом", — он отвечал: "Так то же другой случЯй", — его опять перебивали и отмахивались, мол: "да мы и этот случЯй знаем". А случЯй у меня вышел такой:

Как-то много несколько лет назад зашёл разговор с музыковедческой гражданочкой, работающей учительницей музыки и кем-то ещё в театре, в общем, с искусством связанной, об ощущениях, связанных с контактом с музыкальными инструментами, в котором вопрос об этих ощущениях был адресован и ко мне. Попытался как-то наглядно-образно представить это дело, и вот, что получилось: клавишный инструмент подобен ЦУПу: за него садишься как за пульт управления, а сам процесс чем-то похож на процесс управления каким-то эээ… процессом… ну или вселенной структурой. Это такое чуть ли не начало координат, место схождения пространственных осей, рычагов и каналов, этакий суперадминский суперкомпьютер.
С гитарой ситуация совершенно иная. Я не умею играть на гитаре, но некоторое количество раз в жизни держать в руках — приходилось, бывали случЯи, что ну вот лежит она тут типа недалеко, а там ещё народ какой, народ внимания не обращает, ну я эту гитару и цоп... Интересно же, ёмоё! А если плохо спрятался кто заметит, ещё и покажут аккорд. Или два... Дальше уже и сам чего находишь… Я давай рассказывать, мол, так и так, вот несколько раз в жизни приходилось держать в руках гитару и извлекать из неё квазибессистемное бормотание, а если говорить о каком-то прям-таки ощущении, которое вызывает гитара и её звучание в руках, то в моём случае это ощущение некой приватности, причём, такое... очень отчётливое, прям' в голову бьёт.
Гражданочку мой рассказ сильно позабавил, если не сказать "рассмешил" и она тоже рассказала случЯй, уже из своей жизни. Ей то и дело доводилось проводить разные мероприятия, связанные с музыкой, особенно, по части молодых талантов. Однажды она проводила где-то толи фестиваль, толи конкурс молодых гитаристов, гитаристы были, как на подбор, все гипер"коммуникабельные" в смысле буйства валентностей на связи с противоположным полом и прочего разгульнобеспорядочного образа жизни. Однако, было замечено, что он кажется разгульно-беспорядочным, а на самом деле, это — так, суета, пена, а то и просто видимость, а на самом деле, они — сплошь люди прочно, окончательно женатые и жене верные. Вот только жена-то у них у всех — одна.
Tags: 2012
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments