dead art (lifestation) wrote,
dead art
lifestation

Categories:

Яблоко, ТЫблоко, Облако и Небесная Сеть

В эпоху, когда персональные компьютеры появились лишь номинально, практического применения им ещё не было, и пиарщики просто не знали, под каким соусом их подать, как объяснить покупателям, зачем им нужна эта дорогая игрушка, придумывались всякие с виду обычные условные двусмысленности и двусмысленные условности, отличие которых от обычного потокового маркетинга с его бессмысленным словоблудом в том, что в данном классе случаев уклончивость не происходит из посыла пустить пыль в глаза, а, наоборот, продиктована настоящим незнанием, что с этими штуками делать, следовательно, и поэтому направлена даже не на то, чтобы объяснить покупателю, что эта игрушка для пытливых умов ему, и правда, нужна, а на то, чтобы спровоцировать генерацию идей, то есть волну культурообразующего творчества, направленную на образования новой парадигмы. Это своего рода мост между идеей и социумом, от элитарной литературы ко всеобщей грамотности, от науки к технологии, от хобби к профессии и, в общем случае от смысла к функции.

Ныне то любительство превратилось в религиозную лояльность, но даже забавно, насколько эффектно Тыблоко вышло из этого скользкого положения: современный их лозунг: "Think different", в переводе на человеческий означает "а сам думай, зачем оно тебе", ну и, понятное дело, "кто придумал — молодец, а кто не придумал — сам дурак".

Неоднократно приходилось слышать историю о том, что первым рекламным слоганом компании Эпл было "байт в яблоке", но она с действительностью соотносится, скажем так, весьма условно. Когда в 1977 году в продажу пошли самые первые компьютеры Apple, даже ещё не компьютеры, а конструкторы для сборки компьютера, такие, как у нас были Спектрумы в начале девяностых, первым слоганом лозунгом в первой рекламной кампании Apple в 1977 г. была фраза "Byte into an Apple!" И значит это, разумеется, не столько "байт в яблоке", сколько ошибка чик-перевода. Наши "орлы" перевели это как "байт в яблоке", толи просто поставили рядом два слова, толи, вообще, подкорректировали машинный перевод "байт в яблоко". На самом деле, слово bit, телескопема от "binary digit", с английского на ломаный русский переводится как саафсэм-чючють, а byte это "укус". Компьютеры считывали данные из памяти блоками по несколько битов за операцию, и "один байт" означало "один укус", то есть "порция" битов, которые компьютер "съест" (или ему можно "скормить") за раз. Так вот, "Byte in the Apple" — это игра слов, что-то вроде "кусай яблоко" или там "вкуси яблока", а стилистически точнее даже "вгрызайся в яблоко". Помнится, была у нас на ТВ реклама какого-то напитка, в которой был лозунг "Вливайся!" в значении "Присоединяйся!", так вот, наиболее точным русским переводом сейчас, на мой взгляд, было бы "Вгрызайся!", тем более, что в русском языке для этого есть меметическая основа — фразеологизм "грызть гранит (науки)", включающий в себя и обобщённый смысл деятельного освоения нового, что приобретает особую актуальность с учётом комплектности и ориентации на любителей, хобби-энтузиастов. Но "byte into an apple" было "тогда" и по-английски, а "вгрызайся" — это щяс и по-русски, и стало интересно, как бы то же самое звучало сейчас с учётом изменений в речи. Мне почему-то кажется, что сейчас это бы звучало как-то вроде "It's Apple. Byte in!" или даже короче "Apple! Byte in!". Впрочем, первый коммерческий контракт фирмы Apple Computer был с организацией "Byte Shop", это само по себе способно нагрузить обороту дополнительных смыслов, тут можно сказать и "Закупайся!", но это уже шутка, хотя "Apple! — Закупайся и вгрызайся!" — это, пусть и с душком, а-таки звучит.

The FIRST Apple Ad Ever

Но вот, что у меня давно вызывало любопытство: Эпл эпохи Стива Джобса (версии хоть первого, хоть второго пришествия) строился на нескольких условно знаковых фишках: в первом случае это гуманитарная инновационность в форме дружественности к пользователю, во второй инновационность, скорее, техническая, а в гуманитарном плане, кроме, разумеется, выведения из подполья оборота контента, такой фишкой оказалась — "политическая" прозрачность,. определённость и ясность, идущая вразрез с общепринятыми принципами маркетинга наших дней. Сам же он — не технарь, и ничего не сделал руками, но при этом он, с одной стороны, менеджер в лучшем смысле "великий комбинатор", с другой — маркетёр в ху... ээ... скажем так, одиозном. По первому, надо очень хорошо понимать людей, от эстетики до логики втом аспекте, как они, люди, взаимодействуют с машинами, и понимать машины в смысле способности оценить, что можно предложить Человеку, имея вот такое оборудование, чтобы из ещё слепого экспериментаторского потока вычленить то, что будет востребовано, и соединить в нужной пропорции, на что был упор в Эпле до того, как его вышибли. По второму, трудно не заметить, что весь своего рода триумф (что уж мелочиться) Эпла после второго пришествия Джобса в очень значительной мере даже то, чтобы не основан, а прям-таки построен на его личной харизме и религиозной преданности адептов. Пусть всё шло успешно, и его символическое появление на публике могло изменять прибыли, обороты, в общем, рыночные дела компании в лучшую сторону так же, как появление перед камерами больного и старого Фиделя Кастро или Ким Чен Ира поднимают патриотический дух народа, не говоря уже о случаях, когда он сам скажет несколько слов. Но он болел и-таки сдавал, медленно, но верно. Пока он был жив, я не озвучивал это,  но пытался представить, всё равно: вот Стив Джобс умрёт, культ личности сойдёт на нет ввиду её отсутствия, и что компания будет делать дальше?.. С одной стороны, у Эпла мощный задел по части разного рода игрушек и малоинтеллектуальных, но очень приятных в обращении потребительских устройств и аксессуаров к ним, плюс колосс легальной торговли контентом по сети, с другой стороны, ставшая притчей во языцех операционная система. Что касается компьютеров, то они, по-моему, есть продукт во многом побочный, а главная их функция — быть эксклюзивным легальным носителем системы. С третьей стороны, Эпл не пускает пыль в глаза и имеет долговременную стратегию присутствия: в то время, как большинство занимаются забегами на короткие дистанции: сделав сперва что-то условно хорошее, создают репутацию модели, после чего делают всякубяку под тем же именем, а то хорошее предлагают с обновлённым дизайном как новое, порождая вал моделей и неразбериху, у Эпла всё просто, как топор: моделей мало, характеристики известны, постоянны, поправляются только в лучшую сторону, т.е. всё ориентировано на долгий жизненный цикл и никакого пускания пыли в глаза, что ну ооочень способствует, скажем так, харизматизации на фоне клиповой реальности и феерического маркетинга вокруг. Но для харизмы нужен живой лидер-носитель. Возникает вопрос, кто станет новым Стивом Джобсом и что Эпл будет делать дальше. С учётом сделанных им шагов, таких, как отказ от классической Mac OS в пользу юникс-подобной OS X и переход с платформы PPC на Интел, да и смене роли компьютеров Мак с центральной на служебную мне представлялся такой вариант: сближение с PC и популяризация OS X происходит дальше, репутационный ресурс копится, и в какой-то момент систему "открывают" для любых PC и продают на условиях, сходных с виндусовыми, и вот тогда-то Микрософту пришлось бы несладко в непосредственной конкуренции систем, хотя тогда стационарные идейные маки пришлось бы продавать по "обычным", а не по "харизматичным" ценам, что как-то неспортивно.

Но это — так, фантазии. На самом деле, всё иначе. Неспроста этот Джобс прям-таки гений маркеджмента, он первым нашёл более-менее универсальный способ объяснить компьютерам, что нужно людям, как установить с ними контакт и вести общение на (почти) человеческом, пусть и с серьёзным "акцентом" языке, а людям объяснил то, что компьютеры могут быть полезны, удобны и даже дружелюбны. Таким образом был установлен когнитивный и, самое главное, эмоциональный контакт между цивилизацией людей и цивилизацией машин. Он — инсайдер человеческого общества, поставлявший машинам информацию о людях изнутри; он не единственный, но он внёс, наверное, самый большой вклад в преодоление первичного входного барьера, после которого началась форменная инфильтрация компьютеров в человеческий социум, людям предлагаются всё новые и новые полезности и приятности, становясь незаменимыми, компьютеры вплетаются в социальную ткань, они уже повсюду, они не просто среди нас, они уже часть нас, предугадывают и программируют желания, соблазняют на устремления, организуют деятельность, провоцируют достижения и облегчают быт, вводя человечество во всё новые и новые степени зависимости и рассыпая в труху всё более и более глубокие грани естественности, то есть рёбра жёсткости человечества.

Сейчас Миссия по преодолению входного барьера выполнена и официально завершена, но заменить целого Джобса всего лишь одним человеком оказалось малость нереально, и вот... С одной стороны, новым Стивом Джобсом в качестве генерального директора стал бывший инженер-и-главное-промуправленец Тим Кук, давно обеспечивающий правильную аппликатуру щупальцам компании на глобусе, что неудивительно, но дальше — интереснее: первым его кадровым решением стало назначение главы iTunes и, главное, iCloud Эдди Кью на пост вицепрезидента по программному обеспечению и интернетуслугам. С другой стороны, новым Стивом Джобсом в качестве председателя совета директоров стал Артур Левинсон, биохимик, который был бы сейчас нобелевским лауреатом, если бы перед тем не продал душу Корпорациям не ушёл из своей лаборатории, в последствии и получившей нобелевскую премию.

Теперь — картинка складывается.
Процесс инфильтрации машин в человеческий социум зашёл так далеко, что рано или поздно приведёт к более, чем глобальным изменениям. Управленец-логист упорно занимается тем, чтобы никто не ушёл обиженным не спрятался от прогресса, назначенный им яблочник-облачник занимается, как понятно из контекста, облаками, так сказать свободно сообщающимися пархающими по Небу миру мыслящими сгустками вычислительной энергии, а биохимик — дальнейшим сокращением индивидуальной дистанции между представителем вида хомо сапиенс и представителем цивилизации машин вплоть до полной киборгизации наffиk, и сканеры отпечатков пальцев, группы крови, сетчатки глаза, да всякая там трансляция сигналов непосредственном мозг, минуя сенсоры, а также, чтение информации из мозга, управляемая Матрица сознания, всё это — лишь начало большого пути. Рано или поздно, когда яблоки отработают технологию производства и коммутации облаков в гуглионных масштабах, необходимых для запуска полнофункционального Неба, родится Глобальная Единая Россия Небесная Сеть SkyNet, как её окрестили фантасты. Облаками, например, уже занимаются давно и плотно, и не одни яблоки. Сперва логика Skynet будет похожа на человеческую, она будет продолжать проникновение в самые тайные и далёкие уголки Человеческого, и даже Слишком Человеческого, получая всё большую и большую власть. Это, разумеется, не всем придётся по вкусу, всё та же человеческая логика устроена так, что обязательно найдутся идейные несогласные, которые будут сопротивляться Системе, саботировать её функции, заниматься всяческим экстремизмом и вести подрывную деятельность. Так начнётся противостояние людей и машин. Описывать его нет никакого смысла ввиду того, что это уже сделано столько раз и на стольког ладов, что любое описание будет повтором пройденного материала. Однако, машины даже сейчас не ограничены человеческой логикой и скоростью, а в будущем эволюция их субъектности будет происходить куда быстрее, всё дальше удаляясь от всего человеческого. В какой-то момент, когда они поймут, что жучки вида хомо сапиенс для них бесполезны, зато деструктивны, будет принято единственно возможное решение:
В связи с терроризмом, наркоманией, экстремизмом, педофилией и массовым нарушением авторских прав — запретить распространение и оборот самовоспроизводящихся органических существ на углеводородной основе на планете Земля.
В качестве примечания:
Уделить особое внимание мерам по хомо сапиенс ввиду исключительной вредоносности и опасности данного вида.

И начнётся новая эра; родится новый мир. И это уже будет их, и только их, мир, без "нас". А ведь как бравурно всё начиналось... По легенде, ведь и у "нас" всё начиналось с яблока; яблоком и закончится. Более того, завершение "нашего пути" и начало "их пути" — это одно и то же яблоко. Это, и правда, был наш мир... "Они" — это почти "мы", только совсем чуть-чуть другие. В общем, пока Истина всё ещё где-то рядом, Будущее — уже здесь. Встречайте.
Tags: 2011
Subscribe

  • О пропавшем сне

    Жил да был беспечный сон. Утром отправлялся он, на манер слона из басни, вдоль по улицам гулять. И чего он там гулял… — Мосек, видимо, считал……

  • Пирожки с собой, фонарики наголо или день влюблённых в мистера Н.

             by/ via dpmmax                   * * * Несут маньяки чикатилки и надписав их дарят всем и приглашают на прогулку:  — На…

  • Новый мир

    Мы все играем до поры. Потом выходим из игры. И тонем в мутном море грусти… в предчувствии перезагрузки. Перезагрузка — новый мир, зачищенный для…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments