dead art (lifestation) wrote,
dead art
lifestation

А и Б

Оппозиции-ассоциации. Получено от 8ele88ele8. Изначально это был флешмоб, предполагающий экспресс-вопросы и экспресс-ответы про одно из двух. Сам выбор, в общем-то, неинтересен, а что может быть интересным, это комментарий к нему. Поэтому я подумал, что лучше не выбирать одно из двух, а как-то описывать ассоциации, роль, связь предлагаемых понятий, образов, символов с ощущением реальности изнутри собственной жизни. Да и вообще, просто интересно отвечать на вопросы развёрнуто.


1. Грызть семечки или гранит науки.

Это наиболее простой и однозначный пункт. Конечно, гранит науки.
Честно говоря, с детства не люблю всякие семечки и орешки. Причём, не просто грызть и, тем более, выковыривать, и тем более, выплёвывать (вообще, отвратительное занятие), а вообще, всё, что им подобно, и особенно, хранящееся внутри чего-то съестного, будь то изюм в булочке, в дыне, арбузе, орешки в шоколаде, косточки в чём-либо. Более того, в детстве много раз честно пытался распробовать, глядя на сверстников, которым это нравится, а не вышло. Не выходит полюбить сидеть на раскалённой печке, заставив себя посидеть на ней подольше.
Наука, по-моему, похожа на гранит только для людей, несклонных к рациональному учению и интеллектуальной деятельности, направленной на всякие глупости вроде поиска истины. Для человека ментально более близкого она, скорее, как песок, с которым можно производить разные действия, искать в нём что-то, строить из него что-то или хотя бы просто изучать его свойства… Или как вода, с которой тоже надо что-то делать, а сначала придумать, что. Грызть тут бесполезно, здесь, всё же, не когтями-зубами, а головой надо, не напряжением воли, не усердием и усилием, а интересом и увлечённостью. А вообще, самый большой кайф, по-моему, когда либо приходит новая мысль, либо момент, когда во что-то врубаешься, то есть когда удаётся что-то понять. Тут я имею ввиду только мышление, а никаким "синдромом поиска глубокого смысла" и метафизической интоксикацией я не страдаю и, тем более, не наслаждаюсь, а всякие там "глубокие мысли" обычно мыслями не являются и я их мыслями не признаю и за идеи не считаю.


2. Телефон или автомат.

Было дело ещё в младшей школе, проводились так называемые классные часы, тематические, к которым готовились. Я проводил такой классный час на тему вроде "автоматика в жизни", логику развития "повествования" предугадать нетрудно, поэтому специально подготовленным кульминационным моментом был рассказ о том, что за автоматическое устройство такое унитаз, и чем он похож на паровоз, но как бы то ни было, и телефон — тоже автомат, причём, любой. А вообще, возьми сейчас любое почти устройство, и оно будет автоматизированным настолько, что просто ужась какая-то. Поэтому, если под автоматом понимать интеллектуальное устройство, то при выборе между телефоном и автоматом я бы, конечно, выбрал автомат, поскольку телефон — тоже автомат, следовательно, выбор бы не лишил меня телефона. Если же под автоматом понимать вид оружия, то я бы однозначно предпочёл жизнь в обществе, где человеку жизненно необходим телефон, жизни в обществе, где человеку жизненно необходим автомат.


3. Стена или дверь.

Стены без дверей бессмысленны по большей части, а двери без стен бессмысленны по своей сути. Хотя вроде есть где-то ворота в пустыню, но это, всё же, больше для прикола. Поэтому разумеется, дверь в стене. Можно даже не ламинировать и не украшать наклейками с изображением очага :)
У меня всё детство дошкольное и раннешкольное прошло, можно сказать, под действием эффекта "маленькая зелёная дверь в стене", когда мне не надо было с кем-то взаимодействовать, будучи предоставленным сам себе, отключался от конкретной сиюминутной обстановки и "проваливался в мир" так называемых "вымышленных друзей", людей и не очень, и существовал в нём пока что-нибудь не возвращало меня обратно. Оно примерно так же и осталось потом, но потом это, скорее, было похоже на просто отрешённость, про меня что друзья-товарищи, что учителя времён школы и вуза, говорили, мол "ходит с отрешённым видом", "как неприкаянный", правда, это случалось редко, поскольку первые больше ругались, а вторые обращают внимание тогда, когда с ними в контакте. В общем, я находился "здесь", пока что-то, а особенно, кто-то удерживал внимание на себе, как только "контакт" пропадал, так сразу и "улетел". Так, что, если ко мне неожиданно обратиться, велика вероятность, что я не пойму первую фразу, поскольку на "выход из себя" тоже требуется время, и хотя часто эту самую первую фразу всё-таки удаётся восстановить, я настолько привык к такому обороту, что часто автоматически успеваю переспросить "Что?" ещё до того, как дойдёт, что мне сказали. То есть подходит товарищщчч, здоровается, говорит, привет, мол, а я ему: "А? Что?", и главное не узнаю его, пока он не скажет ещё что-нибудь.
Посему, конечно, дверь, прям в стене. Она всегда с собой. Только подклинивает иногда, хоть на входе, хоть на выходе.


5. Пряник или кнут.

Фуфф… Конечно же, наиболее рациональная составляющая меня голосует за пряник, ибо позитивная мотивация в общем случае лучше негативной, да и опять же, когда есть, к чему стремиться, при прочих равных условиях жизнь лучше, чем, когда есть, от чего необходимо бежать, причём, даже при больших энергозатратах. Но тут есть и иррациональная вещь, связанная с внутренней самоорганизацией. Это хорошо, когда у человека в достаточной мере хорошо с волей, чтобы мотивация появлялась исключительно изнутри, то есть из вдыхаемого воздуха :) но таких людей немного. В студенческие времена частенько не было подходящей электрички и приходилось либо приезжать в вуз существенно раньше начала занятий, либо долго ждать, чтобы уехать домой. В такие промежутки времени я, чтобы не шататься по вокзалам, бывало, шёл в читальный зал, где чаще всего "уроки делал"; с удивлением заметил, что на одно и то же в читальном зале часто затрачивал меньше времени, чем дома, где условия объективно лучше и комфортнее, и это при тех же энергозатратах. Обычно, то есть для большинства людей, для более-менее оптимальной организации жизни какая-то внешняя система, оказывающая какое-то давление на субъекта, всё же, необходима, хотя бы чтобы "быть в форме". При совсем отсутствии давления качество планирования снижается до минимального, необходимого в данной ситуации, то есть само по себе давление часто выполняет внешнюю организующую функцию. Ещё был, так сказать, "химически чистый" случай: после окончания вуза первые месяцы сидел дома и всё планировал сделать то, да сё, отремонтировать это, проверить и настроить то, а потом — пошёл на работу и, даже в условиях занятости, за меньее, чем пару недель, почти не напрягаясь, сделал всё, что планировал три месяца. Правда, в последнее время я как-то озадачиваюсь, настолько ли "химически чистым" было дело, точнее, вопрос в роли фактора стрессовой мобилизации, который я раньше как-то не учитывал. Сейчас оказывается, зря.
Если говорить об адекватном "кнуте" для лично моего случая, то лучший вариант — это безличная сила, и ни в коем случае не социальные факторы, например, иерархия доминирования/подчинения и не "начальственный контроль", по мне, стоит человеку один раз заговорить характерным начальственным тоном, свысока, в унижающем ключе, от имени инстанции, так сказать, показать, кто тут главный, как на него появляется флажок. Флажки, они — как досье, живут дольше людей. Может ли, например, друг после такой выходки оставаться другом? — Ну, допустим, может…наверное…в каком-то смысле, если он всё-таки друг, а не атак… Но осадок остаётся; и не выветривается... потом действовать назло или мстительно — этого не умею, но память у меня хорошая. Какой может быть кнут? — Например, сроки, расписания, принятые условия, "джентльменские соглашения", договорённые обязательства, например. В общем, то, что вносит упорядочение и определённость извне, можно назвать и кнутом. Хотя, если в некой конструкции взаимодействия кнут больше или чаще пряника, это всегда негативное влияние имеет, чем чаще и сильнее мобилизация, тем меньше её эффект, чем чаще и сильнее стресс, тем более он бестолковый. Ведь всё в жизни делается исключительно для того, чтобы что-то стало лучше; если лучше не становится и не становится, то и пшло оно всё. Пряник же может оказываться настолько непредсказуемо любым, что никогда не знаешь, где найдёшь… И даже формула "напрячься сейчас, чтобы потом вкушать светлое будущее" иногда срабатывает, дико редко, но всё же… Кстати, а вот например, простые хвалебные реакции/отзывы, подчёркиваю, даже не льстивые, а просто адекватно хвалебные, окружающих могут быть, скорее, кнутом, чем пряником: до поры работают-работают как стимул, потом в один прекрасный момент (как правило, когда всё уже как-то незаметно случилось) можно обнаружить, что он выродился в тревогу и страх бывалого охотника перед сотым медведем.


6. Зеркало или стекло

С зеркалами у меня отношения сложные. У деда (двух) было трюмо (два) с одним центральным зеркалом и поворотными (двумя) по бокам, которые мне нравилось крутить, устанавливать в разные положения и получать разные оптические эффекты. Например, если поставить их под острым углом друг к другу, можно было получить "звёздочку", а если поднести лампочку, то гирлянду, если два боковых зеркала поставить точно друг напротив друга, получался бесконечный коридор, похожий на город зеркал из песни группы "Машина времени", а если выставить неточно, получался изогнутый коридор, как на станции Солярис. Но себя в зеркале видеть — не нравится и не нравилось никогда. Тут, правда, более общий вопрос: если говорить об окружающей действительности, особенно, о неживой природе, то стекло или зеркало, всё равно (вопрос чисто функционального выбора), а вот когда речь заходит о человейнике, всё оказывается по-другому. Я не узнаю лиц, и в детстве, замечая себя в зеркале мимоходом, равнодушно понимал головой, что это типа я, а если не мимоходом, а специально смотреть, то даже раздражало, казалось, что из-за недовольства собственной внешностью, много позже дошло, в чём дело. И сейчас, когда, например, утром захожу в ванную умываться и вижу себя в зеркале, первая автоматическая реакция —хоть и не паническая, но всё же, удивление неожиданностью "ой, это что за фигня кто-блин ещё?", в общем, передёргивает слегка; потом, конечно, сразу спохватываюсь, но осадок ещё некоторое время присутствует… Или, например, в компьютерном магазине смотрю в мониторчик на витрине: "Оооо, вебкааамера :) А там люююди какие-то ходють". Смотрю дальше: "Ооо, кто-то — прям в камеру заглядывает, и чего ему, спрашивается, с неё надо?..", — а с платформы говорят: "Это ты и заглядываешь". А однажды произошёл феерический случай, который, наверное, символичен. Я был на пятом курсе. Зашёл в магазин купить батареек для плеера. Магазин звался "Силуэт", из чего нетрудно понять, что посвящён он, в основном, был всему мягкому, и только маленькие отдельчики отданы под электротовары, диски-кассеты-батарейки-часы. Гуляю, значит, к искомому закутку с батарейками через весь магазин, хлопаю варежкой по сторонам, а вокруг шмотки, и замечаю новый отдел, прям какой-то "дизайнерский" по виду отдел, разукрашенные стеклянные витрины, какие-то композиции из цветов по углам, всяческие декоративные штуковины, только фонтанчика не хватало для полного щястья, в числе этого всего по уголкам симметричненько так стоят четыре манекена, причём, на редкость хорошие, качественные, один из которых — ну прям совсем классный. (А в дошкольном детстве я часто бывал в Москве, где меня мать таскала за собой по всяким шмоточным магазинам, где я помню, как тоже удивлялся на манекенов, и они бывали весьма разного качества, в наших палестинах я таких не видел.) Так вот, подхожу к этому манекену, который классный, и начинаю разглядывать, мол, что это такое, из чего сделано; разглядываю, значит, разглядываю, как вдруг манекена повернулась и пошла вглубь отдела. Вот это у меня был шок, самым правильным для оценочного описания моего состояния было бы что-то среднее между "чуть инфаркт не случился" и "душа в пятки ушла"… Потом всё думал: "Хосспаде, как хорошо, что она ничего не сказала (ушла молча), а меня перед этим не угораздило ткнуть её пальцем на предмет 'из чего ЭТО сделано?'". Оказывается, ОНО — живое! Несколько месяцев потом даже не приближался к этому магазину. И думаю, вот, в чём дело: Похоже, в моём восприятии, подобно людям с синдромом Аспергера, воспринимающим лицо как неживой предмет (то есть не опознающим специфически как живое особое), живое не очень-то воспринимается как живое, я и лиц не узнаю, то есть я как бы вижу различия в лицах как в объектах, если их поставить рядом для сравнения, но не опознаю в конкретном лице конкретного человека, они — похожи, хотя имеют классовые признаки о ком подумаю, того и буду видеть в каждом встречном-поперечном, ну, пусть не так, чтобы уж прямо в каждом, но где-то в таком духе… А на улице люди мне, когда их не очень штучно или, например, в автобусе, на вокзале — скорее, напоминают разбросанные мешки (а если с человеком столкнуться на улице, полное ощущение, что мешком стукнуло). Кстати, и человек вообще в моём восприятии подобен вайфаю. Хотя, скорее даже, Голубому Зубу: когда он присутствует в комнате, он занимает не то место и объём, который занимает его тело, а заполняет собой всё пространство, всю комнату, и если человек находится в другой комнате, он всё равно, здесь, просто сигнал слабее присутствие менее интенсивное, менее плотное, более разряжённое, так сказать, а непосредственно вот с этой штукой, имеющей определённые физико-химические свойства, ну, форму, массу там, поворачивающиеся части, и ещё немного греющуейя, как-то не очень ассоциируется, и даже, например, человеческая кожа — скорее, что-то вроде пластмассы. Когда начинал ездить на электричке каждый день, делился впечатлениями, мол, вот, уже появились знакомые куртки, сумки, ботинки и т.д. И ещё мне нравятся большие собаки, размером не меньше колли (то есть условно моей весогабаритной категории), а мелкие собаки и кошки на уровне эмоциональном воспринимаются как "ненастоящие", кстати, поэтому я раньше думал, что нелюблю кошек. На самом деле, нифига я их не нелюблю. (Хотя, когда их мистифицируют, нелюблю категорически, но это другая сказка.) Допускаю, что если бы сейчас стоял вопрос о том, чтобы кого-то завести, я, будучи "идеологическим" собачником, наверное, предпочёл бы кошку, поскольку собаки — слишком неравнодушные и неавтономные, с ними нужен эмоциональный контакт-обмен, всякая там эмпатия; кошка же — живёт своей внутренней жизнью в доме и жизнью самого дома, как телевизор или торрент-клиент, только не забывай подгружать задания и картриджи менять. Я могу с удовольствием играть с кошкой, но для меня это будет своего рода аркада, не особо отличающаяся от компьютерной, а всякие сигналы на "языке тела", например, когда ОНО уже не хочет играть или хочет не так, а по-другому, понимаю с трудом и плохо, или например, причинить боль, не отдавая себе в этом отчёта до тех пор, пока ОНО об этом не пошлёт какое-нибудь экстремальное сообщение типа "заорать, зашипеть и цапнуть". Пока сочинял вот это всё, подумалось: а ведь телевизор — это не просто торшер, а эмулятор кошки в доме для тёмного времени суток, если с выключенным звуком, конечно; у него внутри, как я выше сказал, происходит какая-то своя жизнь, как-то проявляющаяся внешне — на экране что-то творится, а если звук не вырубить намертво, а чуть-чуть оставить, то ещё и чего-то там себе шебуршится. А заводить никого не хочу. Тем более, что по кошке не показывают хорошее иностранное кино, даже глубокой ночью, а по телевизору — бывает. Как-то говорил уже, мол, вот вырасту большой — и как заведу себе здоровенную плазму на стену, чтобы было и универсальное окно на что угодно, и по совместительству, HD&3D аквариум; рассказал почти два года назад товарищщччу, у которого плазма есть, они с супругой подхихикнули надо мной, как будто я сказал "заведу себе остров", и всё, а почти год назад — был у них в гостях и видел, что в их плазме был почти аквариум, точнее, какое-то красивое детское образовательное кино про морских жителей с отличными подводными съёмками, и без звука, и пусть не 3D, зато вполне HD. Вот так хихикали-хихикали, а сделали-таки, как мне пригрезилось :) С другой стороны, из большой плазмы кошки не получится, стоит посмотреть на неё — ну, что это за кошка, здоровенная, плоская с нарочитыми краями и не в углу?... А из маленького телевизора — не получится аквариум, да и окно тоже. Ну, что это за аквариум, а тем более, окно — маленькое, чёрное, скруглённое со всех сторон, да ещё и свернулось клубком в углу?..  А всё потому, что нет в мире совершенства, а правды нет и выше :)
Возвращаясь к теме: мне не нравится видеть себя в зеркале, но не из-за комплексов и недовольства собственной внешностью, как это виделось лет двадцать назад, а из-за отсутствия привязки, эмоциональной ассоциации того, что я вижу в зеркале с собственной персоной, как будто это не я, а кто-то другой, если, вообще, не что-то странное. Когда это про других, ещё ничего наверное, а на себе — неприятно, и невозможно привыкнуть. Так у меня не бывает, и не "было" и не "стало когда-то", так было всегда, и это никогда не менялось. В общем, сложные у меня отношения с зеркалами… Как ни крути, мне больше по душе дома стекло, экран, окно, а не зеркало, причём, окно, желательно, чтобы не на окна дома напротив, чтобы за ним что-то происходило или просто было что-то, более-менее приятное. Вот, например, в детстве, когда мы переехали в единственный на тот момент девятиэтажный дом в округе, наши окна в первый год утыкались в лес, на второй-третий — в стройку, дальше — в агрессивное поле окон дома напротив, тогда был у меня товарищщчч по двору, который жил на девятом этаже, и я учился во втором классе и мечтал жить на девятом этаже, чтобы видеть из окна горизонт и рассветы-закаты. А в квартире моего деда в городе Чита на мятом этаже одно окно выходило на центральный городской парк. Причём, во-первых, это была лоджия, во-вторых,  положение было такое, что Солнце там было только утром и поздним вечером, поэтому к парку прилагались и закаты-рассветы, и тень в жаркий день. Это было очень приятно, я много времени в солнечные летние дни проводил там (в смысле в лоджии, как если бы это была "моя комната").
Что до зеркал, то по-моему, большое зеркало хорошо смотрится в помещении, где много растений, когда стоит за ними.

PS: Был ещё пункт про музыку, но... Ниасилилл.
Tags: 2011
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments