dead art (lifestation) wrote,
dead art
lifestation

Поэтика без пиетета. О концерте Никитиных в получасе пешком

 (512x390, 14Kb)Пятого числа сего года в нашем огороде, в ДК "современник" состоялся концерт Сергея и Татьяны Никитиных, один концерт, но в двух частях и в двух же, ранее у нас не бывавших, лицах.Народу было, по-моему... а... сколько влезло, столько и было. Вот.
Поскольку они работают в "обычном" жанре бардовской песни, но в необычном для этого жанра амплуа, вступительная речь, являющаяся характерным признаком концертов такого рода, была необычной: вместо концепции, пошедшей ещё с конца 60х, заключающейся в словах, мол "это не концерт тут у нас, а встреча", Татьяна Никитина рассказала, что они берут чужие стихи, достойные называться "настоящей поэзией", пишут на них музыку, и концерт — это своего рода спектакль, постановка (а не просто "встреча"). Начали, если я, конечно, ничего не перепутал (а перепутать вполне мог, поскольку первые песни три всё время пытался сфотографировать артистов из зала, выключив вспышку и дальномер, чтобы не блымкать им в лицо, впрочем, как оказалось, результат получился неудовлетворительным), так вот, начали, кажется с "визитной карточки "под музыку Вивальди", хотя на мой взгляд, "Собака бывает кусачей", "Брич-Мулла", "приходит время" или "большой секрет для маленькой..." куда визитнее, может, и ошибаюсь, так как не могу похвастаться подробным знакомством с материалом. Но это, действительно, была визитка, которую следовало предъявить после вступительного слова, а "подключение зала к космосу" произошло на следующей песне "Ваше благородие, госпожа...", где Никитин предложил залу произнести первую строчку. Это, разумеется, была заготовка, задумка, направленная именно на "включение" зала, поскольку само собой разумеется, что самой "народной" фразой из этой песни стало "ваше благородие, госпожа удача", которая не в начале звучит, а в третьем куплете, но любой зал, в любом городе, именно эту строку и выдал бы в первую очередь, что, собственно, и произошло, и дальше — очень к месту было остановиться и сказать о том, какой же у нас народ оптимистичный/жизнерадостный, сразу — и об удаче запели, а не о победе, например, да и начать заново. Понятно, что это не импровизация, но до того здорово... все аж "проснулись", окончательно и бесповоротно. Между песнями Никитины рассказывали, в основном, об авторах стихов, на которые написаны песни, однако, тема "Иронии судьбы" тоже была упомянута, и Сергей Никитин почему-то сказал о втором фильме такую фразу "в этом безобразии я не участвовал, и если оно к Эльдару Рязанову не имеет отношения, то мне там делать нечего", это не дословно его слова, но близко к тексту и с сохранением категоричности. Ещё не могу не сказать об одном моменте, тут уж, как говорится, "кто про что, а вшивый — про баню": когда Никитины рассказывали про поэтессу Юнну Мориц, о том, какой она специфический человек, как она, отрешённая от мирской суеты, живёт в своём мире, "коконе", прозвучала фраза "совершенно ничего не понимает в политике — и очень ею интересуется"... Говорю же, не мог удержаться, чтобы не воспроизвести :)
Сам же концерт в целом прошёл, если можно так сказать, "на волне",море позитива и море воздуха. Видимо, у Никитина своего рода конёк — эмоциональное чувство ритма, почти это самое, что в роке драйвом зовётся; и этого самого драйва было столько, что лично у меня создалось ощущение, что это не "бардовская "встреча" а ну почти рок-н-ролльный концерт, только какой-то рок-н-ролл уж очень интеллигентный и... светлый. Кстати, никакого напряжения, связанного с свойственым бардовским делам недопопаданием в ноты, памятным по ангарским же концертам Олега Митяева, а также, кстати, по концертам группы "Машина времени" (только не тем, что были в Ангарске, а всяким юбилейным разных лет, что показывали в телевизоре) — в этом смысле здесь тоже был воздух, то есть полное отсутствие напряжений, надрывов и прочих вяжуще-тянущих явлений, и зал подпевал вполне охотно,, причём, даже по собственной инициативе, некоторые этак пританцовывали, сидя, что было понятно по характерным движениям головы. Кстати, за тем, чтобы гитара была настроена хорошо, Сергей Никитин следил постоянно и тщательно: пока супруга говорила "речь", он отходил от микрофонов вглубь сцены и настраивал гитару, гитара отвечала ему аналогичным вниманием и звучала хорошо.
О самих Никитиных впечатления такие: в телевизоре недавно, толи в новогодних, толи в предновогодних передачах его показывали, он был какой-то старый и... ну вялый чтоли, вот именно, про что говорят "постаревший" или "он сдал", а тут ничего такого не было, совершенно живой такой дядька, с драйвом :) У Татьяны Никитиной, судя по их записи, имевшейся у меня в детстве, не концертной, но, судя по хорошему качеству, не "домашней", драйва не было никогда, но была лёгкость, подвижность может,даже какая-то особенная, вот её-то, лёгкость то есть, время истратило, это в голосе часто пропадает, особенно, у женщин с "высокопевучими" голосами. Впечатление о Сергее Никитине сложное: конечно, он постарел, но иногда бывает так, что с возрастом что-то уходит, а что-то появляется. Вот у Юрия Кукина появился некий надлом, которого не было, и после записи, купленной несколько лет назад на концерте в Ангарске же, старые его записи лично мне слушать было невозможно. А у Окуджавы, например, что уйти успело, ушло, но ничего не пришло, если судить по последнему концерту в Париже. Когда Никитин во втором отделении концерта стал исполнять новые — блюзовые — вещи на несерьёзные стихи, мне подумалось: а вот он такой, почти облысевший, с совершенно седыми остатками волос, а вот бы ему ещё седую бороду, причём так, чтобы белую, совсем... Вот бы дядька был, этакий сногсшибательный "добрый-старец-аксакал" :)
О поэзии... Стихи, как и песни, — совершенно разные, серьёзные, несерьёзные, детские и не очень. Иногда, когда берутся серьёзные стихи, музыка может показаться несколько легковесной, но поймал себя на ощущении, что всякие "серьёзные", предполагающие некую драматичность, стихи с никитинской, живой, но лёгкой, музыкой или подачей уходят от пафоса или какого-нибудь там драматизма и приобретают явный философический оттенок. И действительно ведь, чтобы "философствовать", нужна лёгкость, тонкая ирония, , даже чуткость, совершенно чуждая пафосным страстям, а чтобы "поэтизировать" — всё с точностью до наоборот. И "серьёзные" стихи становятся философическими, а несерьёзные — просто живыми и остроумными, а детские песни без детского контекста становятся юморными, слыша которые, автоматически начинаешь по-дуррраццццки улыбаться, подпевать, отбивать ритм и т.п. Вот, например, обнаружил, что "тот самый" образцовый мульт-видеоклип "Пластилиновая ворона" — это, оказывается, песня о выборах. А уж о чём, на самом деле, может быть песня "Большой секрет для маленькой компании" (если, вообще, не "кампании", а то ведь — кто знает...), это уж — как в песенке поётся, "думайте сами, решайте сами".

PS: Ещё Сергей Никитин, тщательно открестившись от авторства текста, спел "народный", по его словам вариант куплета из "Если у вас нету тёти" со словами:
Если у вас нету тёщи,
её не отравит сосед;
и жена не уйдёт к другому,
если у вас... Если у вас...
Если у вас... друга нет.
Друууугаа
нет.


В общем, море воздуха, море позитива, и весь концерт — на одном дыхании, и с блюзовыми вкраплениями и почти рок-н-ролльным задором, очень светлый и интеллигентный. Я не являюсь поклонником Никитиных, но получил ааагромммное удовольствие, и кажется, далеко не один я. Вот, такие сказки нашего городка.
Tags: 2008, pix
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments