dead art (lifestation) wrote,
dead art
lifestation

Танцуют ффссее - 2 Б.

Танцуют ффссее -2
Начало выше...


Занимательное страноведение. Несколько слов о новой роли поп-музыки в обществе (1998).


Популярная российская исполнительница "Натали" сделала новый шаг в сфере межкультурного общения. Её песня "Ветер с моря дул", сутью которой, собственно, является единственная фраза "видно, не судьба", открывает иностранцам для освоения новые глубины русского языка и культуры. Информация, содержащаяся в тексте песни, имеет страноведческую ценность. Например, возьмём тезис "видно, нет любви", который весьма точно характеризует отношение россиян к правительству, правоохранительным органам и друг к другу. То, что автору удалось так точно сформулировать и выразить это отношение, не нарушив ни собственно языковых, ни этических норм, несомненно, является одним из литературных достоинств дара автора. Также, в этой песне сознательно делается акцент на особое "русское" чувство юмора, кратко и виртуозно очерченное фразой "надо мной посмеялся ты"; которой может проявлятся симметрично в одноуровневой среде в упрощённом виде, но более характерно для ситуаций с вертикальным взаимодействием, при котором с вышестоящей стороны формула проявляется как действие с переменой местами субъекта и объекта, а с нижестоящей - как статическое пост-шоковое состояние буквального понимания в очередной раз происшедшего действия.
Песня построена так, что весь текст посинтагменно повторяется, что позволяет иностранцу, изучающему русский язык, отрабатывать не только произношение и понимание на слух, но и запоминание самых общеупотребительных слов и выражений, набором которых он, собственно, и является.
Таким образом, вышеупомянутая песня позволяет не только выучить некоторые из распространённых, "истинно русских", слов и выражений, но и понять некоторые реалии русской жизни, которые и по сей день остаются загадкой для многих представителей внероссийских цивилизаций.

-------------------------------------



Мелкое наблюдение, мимоходом:
В песенке Александра Буйнова "мы в ответе за тех" есть припев:
"А помнишь, как мечтали с тобой до зари,а помнишь, как читали в запой Экзюпери,а слова вспомни те, что вслух заучиили: мы в ответе за тех, кого приручили".
Видимо, они, действительно, читали в запой. Это до какой же степени надо дочитаться и сколько надо выучить, чтобы довести свою память до состояния, когда, чтобы запомнить одну фразу "мы в ответе за тех, кого приручили" пришлось долго заучивать, повторяя и повторяя вслух, да ещё вместе. И ведь, наверняка, всё -- правда.

Ещё один образ. Или казус.
На стыке 70х и 80х существовала в Германии дискогруппа Arabesque, которую я за некий задор так и называл "бесята". И вот, лет через надцать после ухода "бесят" в небытие, ввиду, неисправности воза, как обычно, не выдержавшего бурного натиска лебедя, рака и щуки, в России гражданочка под кодовым именем "Татьяна Буланова", видимо, решила чуть-чуть воскресить детские шалости - и, разродилась подражанием этим самым "бесятам" в виде песенки "Ясный мой свет". К слову, появление оного шЕдевра совпадает с более-менее массовым распространением интернета, в свете которого даже эпистолярная тема приобретает несколько, как бы это сказать, новое звучание чтоли... Памятуя о высказывании госпожи Л. Долиной о том, что в популярной музыке главное - не вокальные данные, а артистические (актёрские) находки, а также о том, что при должном усердии в любом тексте можно "найти" некие "глубины", пытаюсь представить этакий образ. Итак, кто у нас будет "от автора"... Наверное, старшеклассница. Или младшестудентка. В общем, что-то из этой серии. Начинается всё, разумеется с этакого мысленного полу-мечтания, полу-кокетства, когда подруги разошлись, дома заняться нечем, тем более, возраст такой, сами понимаете... И вот, начинаются размечтазии, мол: "Где ж ты, мой свет, бродишь, голову склоня... Дай же ответ, что не позабыл меня", а между тем, беспокойство имеет некий практический аспект "ведь писем нет вот уже четыре дня", тут гражданочка на секунду представляет себя в виде старой девы, знающей, что это всё ОН виноват, после чего сразу спохватывается и... так загадочно улыбнулась, да ещё и так пальчиком грозит: "мииилый, не греши - наапиишии...", затем уже распалённое воображение героини входит в раж окончательно - и выстраивает в мыслях всяческие "желания-заклинания" вроде "живу я без тебя, словно во сне, горю я без тебя, словно в огне, прошу я напиши весточку мне, хоть строооЧЕЧку ты напишиииии". Дальше, пока воображение на пике активности, картина мира у юной особы начинает превращаться в окончательно брЕдовую, и гражданочка уже в реальных вещах вроде капель воды, стекающих по стеклу окна, или в солнечных бликах ищет, а то прям'-таки видит материальные проявления своих мыслей и фантазий, мол "напиши мне слезою дождя на мокром окне", мол не капля на стекле, это Он ей знак подаёт, и "ясный мой свет, ты напиши мне весенним лучом на белой стене" - тоже телепатема от Него-любимого". И ладно бы на этом всё кончилось, да только как бы ни так... Дальше следует, надо полагать, после глубокого вздоха, такой "поток сознания", что если по нему судить, гражданочка на студентку не тянет: "мне нелегко, только чья же в том вина - ты далеко, в целом мире я одна...." ну вот ни больше, ни меньше "лишь высоко в небе грустная Луна"... Всё. Аут... Крышу снесло.
Дальше всё повторяется -- система входит в стадию повторного возбуждения фантазии... Дааа... В общем, страшная это сила, страшная... Вот поэтому иногда гражданочки взрываются...
Ничего не говорю о художественных достоинствах, но сам образ очень живой, по-моему (к слову о "бесятах".

А вот и продолжение фабулы. Эпоха юных бесят прошла, и девочка малость выросла, стала глубже и лиричнее. Неважно, что исполнительницы роли помолодели и теперь выпускаются промышленным способом, на «фабрике (клонов) звёзд». Речь идёт о песенке «О нём» в исполнении Ирины Дубцовой, с этой самой «фабрики».
Не будучи поклонником «фабрики звёзд / атаки клонов», не могу не отдать должное находке (хотя, по-моему, это было сделано, глядя на Tori Amos, точнее, на одну из лучших её песен ‘Winter’) в припеве.
"Я к нему поднимусь в небо,
Я за ним упаду в пропасть,
Я за ним... извини гордость!
Я за ним одним... я к нему одному..."

Этот припев с музыкой и интонацией (конечно, по-моему), совершенно замечательная, психологически яркая находка. Вроде, как гражданочка отчаянно пытается выразить своё отношение к Нему, и накал достигается такой, что связно что-то выразить у неё уже не получается, она путается в словах и фразах…, а потом, когда понимает, что ничего внятного не получается, бросает это дело на полуфразе и "откатывается" назад, как волна, которая яростно кидается на берег, бьётся о берег, а потеряв энергию, беспомощно откатывается назад, – опять стекает… в море.

Ещё одна песенка уже сколько лет подвергалась и подвергается до сих пор такому активному высмеиванию, что саму песенку эту уже большинство народа не помнят, но всё продолжают и продолжают смеяться. Этот шлягер Аллы Пу. под названием "Миллион алых роз" встретил меня пятилетнего на улицах Москвы,тогда его массово продавали на гибких голубоватых пластиночках-синглах, которые крутили продавцы на каждом углу на проигрывателях, работающих от батареек. За слова "он тогда продал свой дом, продал картины и кров" как только ни называли это произведение и "песней бедного миллионера", который мог подарить девушке миллион дорогих роз; и "песней бедного грузинского художника", который, чтобы купить эти розы, продал и картины, и дом но ему, всё равно, чуть-чуть не хватало, поэтому он ещё и стал донором - продал кровъ, о чём и поведал почтенной публике с небольшим акцентом, мол: "весь кровъ продал"; а позже, уже во времена более близкие - "и песней чёрного маклера", который один и тот же дом продал два раза - сперва дом (как стены), потом крышу (кров, уже отдельно от стен). Смех-смехом, а мне хочется в некотором смысле восстановить справедливость. В словах "он тогда продал свой дом, продал картины и кров" использован стилистический приём, конструкция, посредством повтора усиливающая выразительный эффект. Мы же нормально воспринимаем выражение "яркая, ослепительная вспышка", где "ослепительная" - это синоним "яркой", только более сильный по выразительности. И в этом тексте словами о том, что художник продал свой кров, подчёркивается этакий трагизм и напряжение: мол, ну всё,абсолютно всё, что только мог, продал. Можно было бы сказать, что это натяжка, но тут я могу только сослаться на своё восприятие в пятилетнем возрасте, когда все эти вещи только чувствуются, а не осознаются, а тогда я этот момент понял сразу, услышав песню в первый же раз. Почему к этим словам так прицепились все "юмористы-затейники"? - Думаю этот казус произошёл из-за совершеннейшего, ну вот прямо фатального несоответствия настроя в музыке и в тексте. Пример годится как показательный. Но пусть это и показательный казус "песни модной", но с текстом там всё в полном порядке; а казус не в тексте, а в "формальной" музыке а-ля "шоб было". Так, что господам композиторам бы пристало писать более правильные шлягеры,да бы лишний раз не провоцировать всплески дружбы народов, просто от греха подальше...

К слову, о новых учебниках и о реформе среднего образования вцелом.
Сколь ни ругай "ВИА ГРУ", а у кого ещё в клипе можно увидеть красоту и строгость линий пустого театра, также, в условиях развала системы профессионального образования по рабочим специальностям полезно может быть хоть по телевизору увидеть, работу циркулярной пилы :)
Песня номер один: "Послушанье - это не моё, я иду по встречной полосе". Алё, гараж, вы читали правила дорожного движения? - На тротуарах, где ходят люди, никаких полос нет, а есть полосы на дороге, там машины ездят. Но пешеход тоже может идти по краю дороги, и в этом случае он должен идти именно по встречной полосе, чтобы видеть приближающиеся машины. Это ездить по встречной нельзя, а идти -- только по ней и можно! То есть, на самом деле, это учебник по правилам движения, замаскированный под попсовый хит с учётом подростковой психологии: если они идут по дороге, то пусть идут по встречной полосе, думая, что проявляют непослушание нежелание "быть, как все". Хороший почин. Ходить по дороге они уже детей научили, теперь осталось ещё спеть о том, как и где правильно дорогу переходить, и детская аварийность уменьшится :)
Но что бы кто ни говорил, а отдельный памятник из пенопласта ВИА-Гре можно поставить только за то, что они "Фабрику Звезд" честно назвали "Атакой Клонов" - "и никаких опознавательных знаков". Неплохо иногда называть вещи своими именами, не правда ли?
Но, как говорится, а ля гер ком а ля гер, посему - следующий шля-гер. От того же "производителя". Недавно прочитал, как человек вспоминал школьный момент, а именно, если на уроке литературы старшеклассники не хотят читать какое-то произведение, то учитель может заставить их это сделать, сказав, что в нём затрагиваются проблемы взаимоотношения полов. Песня "Биология" явным образом ориентирована на школьников "изучи её до конца" - "и хотелось бы, да нельзя". И правильно! - Нельзя изучать биологию. А за одно и физику, математику, химию, а литература - вообще, полный... андеграунд, если не сказать крепче; её недавно вместе с русским языком злые китайцы запретили. Лет через 20 придут проверять, кто там ещё говорит по-русски на их китайской территории. Пусть будет запретным плодом. "Уууу, психология, нууу, психология" - изучи её, учитель, до конца :)
Далее об образовании.
Ещё одна песня от того же "производителя учебников"; называется "Сто шагов назад". На сей раз "учебник" написан в соавторстве с не менее известным почтенной публике человеком по имени Валерий Меладзе. Видимо, это какой-то очень прогрессивный, интегрированный учебник из серии "естествознание в картинках", и лично я не могу решить, к какой именно области знания относится нижеприведённая задача на сообразительность, толи физики, толи химии/биологии, толи математики, толи занимательной астрономии... Итак. Контекст задачи озвучивается закадровым текстом "притяженья больше нет", а более детальное условие описывается картинками на экране, где дано: Есть 1 М. И есть 3 Же, При этом общее время действия T=4 мин (то есть 240 сек.) Внимание, вопрос: в каком случае при таких данных выполняется условие "притяжения больше нет"?
Для примера возьмём земные условия. Сила притяжения на Земле такова, что Же (ускорение свободного падения за секунду) равна 9.81 (примерно 10) М/c.*с. На Юпитере, самой большой планете Солнечной системы ускорение свободного падения равно примерно 2.6 Же., то есть в два с половиной раза больше, чем на Земле. При таком притяжени далеко не каждый человек, точнее, только очень сильный физически человек может хотя бы сам встать на ноги и находиться хоть какое-то время в вертикальном положении, а большинство - смогут находиться лишь в горизонтальном положении, и то недолго. А что мы видим на экране? - Аж целых 3 Же! Больше, чем на Юпитере. Теперь подставляем все значения в полную формулу события, и получаем 3Же на 1М и на 240Сек. (сравниваем с земными нормами: 1Же на 1М на 1 Сек.) Естественно, при таком соотношении (давление в 3 Же, его ещё и выдержать надо в течениее 240 Сек. - получается... в общем, сами считайте) условие "притяженья больше нет" выполняется однозначно: "КУДА УЖ БОЛЬШЕ-ТО!"
Этот учебник имеет и какое-то, мне не совсем понятное, отношение к художественной литературе: загадкой творческого замысла является намёк "лети, моя душа". Что хотели этим сказать авторы? Толи это последние слова М, который больше не в силах выносить ТАКОЕ давление величиной в 3 Же, толи он ещё не сдался и пытается таким способом захвалить и спровадить хотя бы одно Же, чтобы стало легче. Видимо, эта задача ориентирована на детей с особым, тонким чувством прекрасного.
Кроме того, в учебнике имеется целый ряд более традиционных рассчётных задач, например, какой суммарный вес будет поднят пальцами за сто шагов, если известна масса тела m и площадь пальца S, а также, какую работу тело при этом совершит и сколько энергии для этого требуется, но на этих заданиях мы останавливаться не будем.
Что можно сказать в заключение: группа разработчиков ВИА Гра проделала огромную работу по доведению знаний до школьников в доступной форме. Ну всё, с образованием покончено. Теперь - к развлечениям (а что ещё остаётся).

О музыке для более.... взрослых и ностальжеобильных. То есть, о мемуарах.
Вообще, к мемуарам госпожи Хлебниковой претензий, в принципе, нет, чай гражданочка с высшим образованием, всё-таки.
Первому тому мемуаров, посвящённому детству и/или юности "Дожди" свойствена даже некоторая политическая подоплёка: во фрагменте "старая в альбоме есть фотография, мы на ней словно мафия или просто семья" виден явный намёк на безрадостную реальность русской жизни 90х годов 20го века, когда эти слова были синонимами, и, говоря "семья" почти всегда подразумевали "мафия" (применительно к руководству государством).
Второй том мемуаров, посвящённый описанию жизни некоего "генерала", так и назван "Мой генерал". В произведении спокойно рассказывается о трудной жизни, бесконечных походах и прочих лишениях, перенесённых героем повествования. Но, приступая к изучению, что-то заставляет споткнуться уже на четвёртой строке текста "мой генерал, ты прошагал тысячу вёрст, мой генерал, ты и не знал нежности звёзд". Надо полагать, генерал (который, кстати, уже победил) в походах вдоволь насмотрелся и на звёзды, и на то, что впереди. Спрашивается, что не так со звёздами? И причём тут нежность... Что хотел сказать автор? Наверное, будучи человеком публичным, она, говоря о звёздах, имела ввиду себя и гражданочек своего круга и/или статуса.

Теперь к вечным ценностям.
Если мемуары -- это, как известно, жанр на любителя, то энциклопедическое знание -- ценность непреходящая. Представьте ситуацию: на живописном морском берегу сидят на дереве два здоровых мужика в расцвете сил, один - царь, а другой его брат -- и оба трясутся от страха. Чего испугались эти великие властители целой страны? -- А испугались они всего лишь девушки, которая стоит на берегу одна, ничем не вооружённая, и манит их пальцем, мол: "Не бойтесь, вы же мужчины, вас же двое, а я - одна и без охраны -- давайте, спускайтесь, я ничего вам плохого не сделаю!.." -- Вы бы поверили, что систематические зверства, впоследствии устраиваемые царём (тем из двух, который царее) -- это состоявшегося именно в этой ситуации результат превышения критической массы душевных травм, нанесённых ему женщинами двора? Вы верите? Лично Мы и всё прогрессивное человечество -- НЕТ! Особенно, с учётом того, сколько раз, кем, в каких условиях и целях была пересказана эта история за чуть более тысячи последующих лет. В сказках правда проста и однозначна, а в реальности правда куда, как более похожа на сказку. Вот в такую сказку хитрые летописцы прошлого заставляли нас верить более тысячи лет, и лишь в 1996 году известный персонаж Олег Газманов, наконец-то, обнародовал истинные события тех далёких загадочных времён. Ввиду уникальности этого культурологического открытия, думаю, уместно привести всю статью целиком.
Глава 1.
В пустынях и песках мечту свою искал бродяга.
Змея и скорпион тревожили твой сон, бродяга.
"В барханах спрятан клад", -- поведал старый Бек бродяге:
"мечта лежит в песках...", -- но чтоб её найти,
бродяга на бархане должен вырастить цветы.

Не стоит удивляться тому, что начало истории туманно и отрывочно, и больше походит на очередной россказнь, ведь, как и история всего человечества, так и история жизни любого его представителя начинается примерно так же -- с какого-то особенного, сверхъестественного в рамках заданной парадигмы случая, будь то рождение человека или сопоставимое с ним событие встречи со знанием, о том, в чём скрыта самая-самая мечта.
Глава 2.
Подслушал хитрый хан, что ищет свой бархан бродяга,
при этом думал хан: "не вырастит цветы бродяга:
пусть только клад найдёт -- я прикажу схватить бродягу,
а сотни тысяч слуг посадят миллион цветов! --
И хоть один, да прорастёт".

Воистину, практика вероятности появилась в мире задолго до её теории. И что бы мир делал без вездесущих отрицательных героев, которые не просто заполняют время событиями, не просто заставляя сюжет двигаться, а приводя в действие сложные системы тонких рассчётов и многовариантных комбинаций, развивая интеллектуальную составляющую существования человеческого с необыкновенной силой. Да, так уж мир устроен; положительные персонажи привносят в него человечность, моральные и духовные качества, а отрицательные - интеллект и предусмотрительность, предприимчивость. И без одного -- беда, и без другого -- беда.
Глава 3.
Счастливый день пришёл: бархан мечты нашёл бродяга,
но вероломный хан в темницу заточил бродягу,
а сотни тысяч слуг засеяли бархан цветами,
но ждёт напрасно хан -- цветы его надежд завяли... -
"Ну хоть один... НУ ХОТЬ ОДИН!!!" Ну хоть один... :( -- нет, все лежат!

Известно о том, что, например, египетские пирамиды строили рабы, менее известно то, что рабы, на самом деле, были наёмными и им за работу платили деньги. В этой главе приведён пример выполнения слугами своих обязанностей: "сотни тысяч слуг" - это много, как минимум, больше 100.000 человек, а цветов - миллион. Считаем: на одного слугу приходится не более 10 цветов, другими словами, наши представления о тяжести их обязанностей несколько преувеличены, хотя с другой стороны, мы же ведь только о царских слугах здесь говорим. Ещё вариант, что у них была очень разветвлённая система управления, при которой слуги низшего звена выполняли работу, а слуги высших звеньев являлись, по сути, менеджерами и осуществляли управление низшими звеньями. В этом случае (с учётом современного знания о руководящих работниках) можно сделать предположение, что количество цветов, высаженных одним слугой низшего звена вполне может приближаться к 5.000 штук, по крайней мере, в современных условиях было бы именно так.
Глава 4.
И вынужден был хан на волю отпустить бродягу,
и тут же посадил прекрасные цветы бродяга,
и вот взошли цветы -- открылся клад мечты бродяге;
и изумлённый хан увидел сквозь цветы:
мечтою оказалась дева дивной красоты".

Вот так, именно так, и никак иначе, на самом деле, появился в десятом веке нашей эры самый известный и популярный, пожалуй, кроме Синдбада-Морехода и Ходжи Насреддина, и главное, самый сказочный персонаж арабского мира, под своим именем объединивший в большой Арабский Эпос разрозненные сказки, байки, притчи, были и прочие памятники художественного творчества арабской цивилизации -- Шехерезада!
(Которая, на самом деле, не была дочерью никакого визиря; да она, вообще, и ребёнком-то никогда не была.)
И думаю, можно простить уважаемому Олегу Газманову то немногое, что он не удержался и добавил от себя к этой замечательной истории:
Говорил мне хан: "Не ходи на бархан, на бархане цветы не растут".
Говорил мне хан, но я ооочень упрям -- и в песках мои маки цветут!

Эта мораль "сказки" очень проста, настолько проста, насколько возможно:
Господа-товарищи, чудеса ЕСТЬ, они, на самом деле, СУЩЕСТВУЮТ, чудо происходит именно тогда, когда его, вроде, не может, не должно быть: и глупо -- жить эту жизнь и не верить в то, что существует независимо от наших и их вер!

Новости индустрии шоу-бизнеса:
Распри между, как приверженцами, так и самими исполнителями лёгкой эстрадной популярной музыки типа "попса" и нелёгкой эстрадной популярной музыки типа "рок" идут давно. Недавно, решив, положить конец этой вражде, музыкальные группы, являющиеся олицетворениями, символами двух этих непримиримых жанров в России, ДДТ и ВиаГра решили записать песню совместно. Планируется, что песня будет претендовать на роль гимна мирному сосуществованию разных стилей, поэтому она должна соединять в себе черты известных вещей обеих групп. Со стороны группы ДДТ за основу взят бывалый хит социальной направленности "Не стреляй", а со стороны "ВиаГры" - прямо противоположная по всему, что только возможно, песня "Не оставляй меня любимый". Совместный суперхит будет называться "Не стреляй меня, любимый". Пока трудно представить, о чём будет эта песня, но то, что она будет соответствовать и форме и духу современных отношений между людьми, ясно уже из названия.

Ну и напоследок, возвращаясь к Валерию Меладзе:

А вы знаете, что такое ДИВО?!
Не удивление, не чудо-невидаль, не пиво-напиток, не дева-краса и не зодиакальная дева со звёздного неба, и даже не божественная дива-солистка, а именно ДИВО?
Знаете? (хотя может, и знаете...)
ДИВО - это Девушка Из Высшего Общества!!!
(которой, по мнению автора, почему-то "трудно избежать одиночества")
Tags: 2005
Subscribe

  • О пропавшем сне

    Жил да был беспечный сон. Утром отправлялся он, на манер слона из басни, вдоль по улицам гулять. И чего он там гулял… — Мосек, видимо, считал……

  • Пирожки с собой, фонарики наголо или день влюблённых в мистера Н.

             by/ via dpmmax                   * * * Несут маньяки чикатилки и надписав их дарят всем и приглашают на прогулку:  — На…

  • Новый мир

    Мы все играем до поры. Потом выходим из игры. И тонем в мутном море грусти… в предчувствии перезагрузки. Перезагрузка — новый мир, зачищенный для…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 94 comments

  • О пропавшем сне

    Жил да был беспечный сон. Утром отправлялся он, на манер слона из басни, вдоль по улицам гулять. И чего он там гулял… — Мосек, видимо, считал……

  • Пирожки с собой, фонарики наголо или день влюблённых в мистера Н.

             by/ via dpmmax                   * * * Несут маньяки чикатилки и надписав их дарят всем и приглашают на прогулку:  — На…

  • Новый мир

    Мы все играем до поры. Потом выходим из игры. И тонем в мутном море грусти… в предчувствии перезагрузки. Перезагрузка — новый мир, зачищенный для…