dead art (lifestation) wrote,
dead art
lifestation

Первомай. До и после. Вернее, после и до. И уже сам первомай.

После.

"Всех убью - один останусь!"

... И пошла чего-то в последние дни мода кидать меня из чатов. То несколько лет ничего подобного не было, а тут - вроде, человек нормально разговаривает какое-то время, а потом - бац, и нате-здрасте. Один раз выкинули не за что-нибудь, а за молчание, причём, после нескольких дней нормального общения, т.е вроде, и человек-то знакомый. Мол, они такие дружелюбные и культурные снобствующие паразиты, что молчать у них недопустимо, и плевать им, что человек может там занят быть, может какое-то время не заметить обрыва связи именно с этим чатом, а может, просто, будучи новым посетителем в ситуации, когда остальные - сложившаяся компания, ждать когда возникнет более-менее удобный для вступления разговор. Причём, через пару дней после того случая захожу в другой чат, слово-заслово рассказал этот случай. И ведь угораздило же: модератором этого чата оказалась та же самая гражданочка, которая модератор и того, из которого выкинули. Правда, она этого не говорила, но по прочим, косвенным, данным, причём, в большом количестве, выходит именно так. Ну да ладно, это всё - издержки. Немного жаль только, что именно, когда и так-то "некуда поговорить", ещё и происходят вещи, отбивающие всякое желание разговаривать. Вот открою свой чат, поставлю пароль, и буду там сидеть: "всех убью - один останусь".


----------------------

До.
Кто к нам с Марксом придёт, к Марксу и отправится
Подпись: БОГ.

Примерно 500 дней назад приехав рановато на концерт в органный зал (являющийся бывшим польским костёлом, а ныне относящимся к ведомству культуры; а орган в нём, хоть и сделанный, как гласит легенда, по чертежам Баха, был установлен непомнюкакой немецкой фирмой только в 1976 году)... так вот, приехав туда слишком рано по причине избытка времени оказался в соседствующей с этим залом православной церкви.
Ворота у церкви были таких негармонично внушительных размеров и массы, что, видимо, не нашлось такой стены, которая могла бы их удержать на шарнирах, поэтому к ним были приделаны колёсики, видимо, чтобы была хоть какая-то возможность их открывать и закрывать, не разрушая слабенькие стены; но даже в бетонном полу снаружи этими колёсами были прочерчены глубокие, не в один и даже не в два сантиметра, канавки. Итак, люди входили и выходили в храм через щелевидный проход, через который я боком пролез свободно, но человеку тучному пройти было бы несколько сложнее. Впрочем, все проходили. Или пролазили...Захожу в храм, оглядываюсь - полумрак, присущая православным храмам театральность, в одном углу - алтарь, в другом торговля религиозной литературой, в третьем - всякие предметы - крестики, свечки, и т.д. Снаружи стояли машины, в том числе и дорогие, из которых вылазили люди, которым проще, притворившись слоном пролезть через игольное ушко дальше по тексту... Заходили всякие гражданочки в, как бы это сказать, не совсем "благочестивом" для этого места виде,что-то тоже там делали, стояли там, где принято стоять, даже что-то покупали. Почему-то именно при созерцании всей этой картины пришло на ум сакраментальное "Свобода - это осознанная необходимость — Карл Маркс". Ну пришло, да и пришло, мало ли... Мысли, как выразился известный и неутомимый господин Норбеков, "подобны людям на вокзальной площади, они несутся потоками", почти "хаотично, и управлять ими" почти "невозможно", а единственное, что можно сделать - это зацепиться за кого-то взглядом и вроде, как следовать за ним; или не следовать... Для меня в тот момент свобода была в отсутствии необходимости к какой-то конкретной линии поведения - можно зайти или не зайти, стоять безучастно, никакого там "внутреннего зова" или чего-то подобного. Вся случайная свобода случайного человека ограничивалась лишь временем до концерта. Постоял, послушал службу, поразглядывал роспись, почитал заголовки религиозных и околорелигиозных книжек... Иду к выходу. По направлению к воротам. Через почти тёмный проход, напоминающий комнату,в которой (такая ассоциация возникла из-за всё тех же огромных ворот) могли бы одновременно находиться, скажем, два микроавтобуса. Словно подводя итог увиденному, опять вспоминаю "Свобода - это осознанная необходимость". С такой мыслью подхожу к воротам. Только сунул ногу и двинулся боком через узкий проходик в воротах, как ворота стали закрываться. Я еле-успел выскочить, по ходу чего основательно зацепился штаниной за то самое колесо, которое служит опорой створке, как очень, ОЧЕНЬ тяжёлые ворота закрылись. Место это очень посещаемое, люди были и внутри, и снаружи, поэтому всё тут же было возвращено на место, но, чтобы открыть, понадобились усилия трёх или четырёх человек. И пусть говорят, что это всё - случайность, погода, ветер, мол, практически рядом с церковью река, они ведь не знают, с какими мыслями находился внутри и подошёл к воротам. А если _________, то ОН - знает. Если это, действительно, ветер, то, что они все, черт побери, там делали и делают каждый день? - Если это, всё равно, ветер... А если это - Тот, Кто ЗНАЕТ, и он для них важен, то почему тогда они всё ветром объясняют... Вопрос без ответа и по сей день.



----------------------


Первомай. День сегодняшний.

Не сотвори себе... Ориентира!

Первого мая 2005 года от Рождества Христова, когда звёздные пути переплелись, а рельсы, по которым движутся колёса истории, пересеклись в одной точке, календарно соединяя религиозные и светские праздники, в новом католическом соборе, полное название которого звучит: Кафедральный Собор Непорочного Сердца Божьей Матери, состоялся концерт органной духовной музыки. По словам автора и исполнителя, композитора Дечебала Григоруцэ, далеко не вся музыка была написана окончательно, поэтому концерт был, во многом имправизационный, как у Баха :)
Но речь сейчас о другом...


Сталкиваясь с чем-то, неизвестным, непривычным или необычным для себя, я частенько удивляюсь, хотя это не совсем то слово - не так, чтобы уж удивляюсь, но всё-таки.. Меня, скорее, обескураживает собственная "вежественость" в некоторых вещах. Насколько, всё-таки, я мало знаю... Но парадокс в том, что, если в этом положении оказываются другие, то их "вежественность" поражает точно так же, хотя, казалось бы, если это такая общая особенность, то вынести за скобки, да забыть, а вот нет...
Итак, собрался я, значит, посетить концерт; и опять оказался у храма по независящим от меня обстоятельствам раньше назначенного времени. Подошёл к двери, смотрю через прозрачное стекло: идёт служба, звучит орган, молитва, все стоят, никто не входит и не выходит. Предельная общая упорядоченность. Она и застала врасплох: я же не знаю, как себя надо вести во время службы, можно ли заходить, как заходить. Периодически бывав и в детстве на экскурсиях по памятникам и (досто)примечательностям, а в последний раз - когда-то 815 дней назад (прямо "КТ815Д" какой-то) - именно по церквям, помню, что существуют какие-то правила, например, спиной во время службы не поворачиваться (тогда, правда, непонятно, как выходить), и прочие. В общем, я оказался застигнутым врасплох. "Абидна-дасадна-ну-ладна". Нет, войти-то, конечно, можно всегда, но лично мне, если уж пришёл, не хотелось, чтобы моё поведение выглядело вызывающе или неуважительно к Церкви и существующим там правилам. Думаю, буду ждать время так, на улице.. И неважно, что прямо перед храмом - рынок и трамвайное кольцо, но ближе всего - машина, из которой доносится "русский шансон", будь он неладен, и вокруг которой веселится компания с присущим щипанием за попки и другие части, демонстрации друг-другу лифчиков и т.п... Я постоял рядом с храмом, обошёл по периметру огороженную и ухоженную прилегающую территорию, впечатлился тем, какое это, оказывается, огромное строение, даже два строения с зеркальными окнами и телевизорами в комнатах. Теперь то, где там могла разместиться библиотека и проводиться социальная работа, уже не казалось удивительным.
Круг периметра замкнут. Возвращаюсь к "исходной позиции". Есть ли у вас план, мистер Фикс? - Есть ли у меня план, есть ли у меня план!... - Конечно, у меня есть план! Операция "Проникновение". Фаза первая, навигационная-потенциальная: дождаться людей подходящей наружности, идущих туда, куда мне надо. Фаза вторая: имитационно-кинетическая: установив визуальный контакт, произвести действия, аналогичные действиям выделенного объекта.. Через некоторое время появляются люди подходящего вида: две гражданочки преклонного возраста, идут медленно, друг-на-дружку чуть ли не опираются, одеты так прилично, у одной - ажно шляпа какая-то-фифи-фафа... Ориентир определён и зафиксирован, приступаю ко второй, обезьянн... ээ... то есть ненавязчиво-подражательной фазе операции. Стою поодаль. Объект медленно вперевалочку проследовал мимо меня по направлению ко входной двери. Поскольку просто пойти за объектом нельзя, ибо в этом случае бабушки решат, что за ними идёт какой-нибудь хулиган-террорист, имея намерение, например, выхватить сумку, то я, дождавшись, когда они окажутся в положении, равноудалённом от меня и от входа, не торопясь, обхожу их на почтительном расстоянии и оказываюсь самого входа перед доской объявлений с информацией о Папе, расписанием месс и множеством других бумажек. Пока они подходили,прочитал все заглавные буквы заголовков в прямой и обратной последовательностях, а также, через одну, подсчитал их общее число, сравнив с числом приближающихся гранд-дам; сравнение оказалось не в пользу последних, впрочем, это уже детали. Главное во всей истории - это отрывок из их разговора, вернее, всего одна реплика, которая донеслась до меня в момент, когда они проходили мимо. Итак, внимание:
-- Ляляля-ляляля. - Что-то негромко говорила одна бабуся.
-- Ааачё?! - Зайдём! И орган послушаем! А чё плохого-то?! - Громко ответствовала ей вторая бабуся с явной иронией и этаким хулиганским, впрочем, вполне доброжелательным, вызовом. Нет, даже куражом, я бы сказал.
Так "ориентир" мой в смысле "вежественности" по данному вопросу оказался ещё почище, чем я сам. С одной стороны, несколько озадачивает такой момент: почему я, убеждённый атеист, раз уж пришёл в церковь (или иное "специальное место"), думаю о том, чтобы своим поведением не выражать неуважение, пренебрежение к существующим правилам и обычаям этого места, а люди, в принципе, представляющие себя добропорядочными гражданами, об этом не думают, вообще. С другой же стороны, это есть совершенно замечательная прививка против снобизма.
Представте: весёлые и добродушные бабульки, вероятно, с бурной комсомольской молодостью, без всякого там пиитета просто зашли мимоходом послушать орган. И ВСЁ! Это ведь удел снобов - навязывать обществу культы, внушать людям всякие там комплексы типа неполноценности, да бы посредством этого выглядеть элитарно и получать к себе отношение как к какой-то особенной группе. А я всегда терпеть не мог эту элитарность, привилегированность, культовость и т.п., а вот поди ж ты... - Уже и сам смущаюсь, не зная, как себя вести, хотя, может быть, вести себя и, вообще, не надо никак, достаточно просто прийти, "чтоб они так жили", и всё.
В общем, как гласит известная своей занудностью мудрость, Не сотвори себе Ориентира. (В более широком смысле - для тех, кто мог правильно понять, о чём, вероятнее всего, я это...)
... А в это время...
А в это время, как раз, нужное время и подошло. Месса кончилась, и я совершенно спокойно мог пройти сквозь густую толпу выходящих в жидком потоке входящих, и все "приключения" кончились.


----------------------


Думы сумбурно-разрозненные.

До сегодняшнего дня я лишь однажды был в этом костёле, на вышеупомянутой экскурсии КТ815Д назад. Тогда меня удивило отсутствие помпезности и перегруза иконами и антуражем, да и сама "кафедральность" и вытекающая из всего вышеперечисленного дружественность к посетителю (точнее: user-friendly interface). Вообще, в тот раз удивления положительного было много. Например, дружественность не только интерьера храма, но и самой католической политики. Святой отец тогда говорил о позиции католической Церкви, мол, если случайный человек зайдёт в церковь, то посмотрев как на достопримечательность, он просто уйдёт, и всё, поэтому не человек должен идти к церкви, а церковь должна идти к человеку, он рассказывал о библиотеке, о социальной работе с молодёшью, алкоголиками и наркоманами по реабилитации, ещё о каких-то молодёжных мероприятиях. Это навело на мысли о том, что сейчас у нас в стране, ну или, как минимум, в наших краях, католическая Церковь выполняет роль, похожую на роль православной Церкви в позднем Советском Союзе. СССР был не просто светским государством, а государством воинствующего атеизма и любая Церковь волей-неволей оказывалась в пассивно враждебном, "осадном", положении, оттого для людей, недовольных существующим положением вещей, испытывающих потребность в некой духовной опоры,а то и реабилитации, даже если они и не были верующими, Церковь могла быть своеобразной нишей, моральной отдушиной, в которой эти люди могли существовать. Сейчас же, если называть вещи своими именами, происходит слияние, вроде, как пока светского государства с православной Церковью, и фактически, православие становится религией государственной, престижной и "имиджОвой", поэтому на роль духовной отдушины, особенно, для людей, оказывающихся на обочине, оно вряд-ли может претендовать. А католичество как явление, в наших условиях более дружелюбное и доброжелательное, вполне годится на то, чтобы принять эту "духовную эстафету", особенно этому способствует статус конфессии, недолюбливаемой официальной Церковью. А как дела, в этом ключе, обстоят с Исламом и Буддизмом - ни малейшего понятия не имею.


----------------------


А-кустика!

А вот и моя любимая тема. Кроме прочего, ещё на "КТ815Д -назад" настоятель рассказывал об органе. Орган небольшой, частично электронный, частично механический, но де факто, он электронный, а механическая часть, хоть и существует, но по каким-то причинам она для исполнения музыки равна нулю.
Первое, что бросилось в глаза, точнее, в уши - это очень специфическая акустика в помещении. Любое помещение представляет собой некий резонатор, в котором звук отражается от стен; какая-то часть спектра отражается сильнее, какая-то слабее, чем и определяются амплитудно-частотные свойства резонатора. (Время задержки, зависящее от размеров помещения, в данном случае к теме не относится, поскольку речь о другом). Самое "большое эхо", (т.е. максимально эффективное отражение) происходит примернот в полосе где-то от 150 Гц до 2 (или 3) Кгц, но интересно другое. Что удивительно,акустика храма представляет собой даже не столько резонатор с, по-моему, чрезмерным эхом в вышеупомянутой полосе, сколько этакий конденсатор (!). Если у резонатора эффективность отражения разных частот разная, но тем не менее, изначально отражается весь сигнал, каков бы он ни был, то здесь происходит вещь, внятного объяснения которой лично я не нахожу. В этом помещении реверберится не весь звук, а в основном, музыкальные (организованные) составляющие, а шумовые - ну, если, и не подавляются, то уж точно, звучат очень слабо по сравнению с музыкальными. Причиной тому - эффект "конденсатора", суть которого в том, что отражаются не любые звуки, как в резонаторе, а те, которые довольно продолжительны по времени. Акустический "конденсатор" как бы заряжается долгим звуком и потом "отдаёт" его в пространство, а короткий звук, которого не хватает, чтобы зарядить ёмкоссть конденсатора, просто мягко сглаживается или игнорируется. Это может быть как шум (который, сколько бы ни длился, воспринимается конденсатором как короткий в силу своей структуры, представляющей собой не чётко периодичные колебания музыкального тона, а некую матрицу из квазислучайных колебаний) и согласные звуки человеческой речи (из-за чего бывает трудновато разобрать все слова, Святого Отца, если находишься далеко), так и, например, атака музыкального звука, при которой за короткое время звук инструмента изменяется очень сильно, в результате такого "смазывания" атаки иногда звучание музыки кажется простоватым, хотя, если не "жить внутри", а следить нарочито внимательно, то слышно, что это именно реверберационное смазывание, а никакой простоватости, на самом деле, нет. Повторю, что объяснения, почему акустика в храме имеет такой эффект конденсатора, я не имею, впрочем, как и не очень внятного - тоже :) Но как бы то ни было, помещение представляет собой этакий фильтр музыкальных сигналов :)
"Живьём" я слышал всего два механических органа. Один, маленький, почти, как пианино - в детстве, толи в каком-то музее, толи ещё где, не помню; в общем, "это было давно и неправда", а второй - во вскользь упомянутом выше органном зале, поэтому исхожу из опыта восприятия последнего, тем более, что помещения органного зала и храма, о котором идёт речь, сопоставимы по объёму. Первое, что обратило на себя внимание, это неестественно "выпуклый" "горб" АЧХ электронного органа в диапазоне примерно от 250-300 Гц до 1-1.5 Кгц. Пик горба лежит где-то в районе (300-(400--800)-1000) Гц., . Не возьмусь определённо обсказать, чем именно это вызвано: расположением ли АС (здесь и далее - акустической системы) в храме, характеристиками ли самой АС или и, что более вероятно, и тем и другим понемногу. Второе, что обратило на себя внимание, это недостаток высоких частот. Иногда это проявляется ненавязчиво и не мешает, а иногда - навязчиво мешает :) Вообще, как я понимаю, источник звука, по идее, должен находиться впереди слушателя, под углом, не превышающим 45 градусов (примерно). В костёле же АС органа мало того, что находится сзади, так ещё и направленность звука, кажется, идёт куда-то в потолок, поэтому, сидя в "зале" (или как это правильно назвать) человек слушает мало того, что звук инструмента, находящегося за спиной, так ещё и звук отражённый, что особо важно, если инструмент электронный, ибо у настоящих труб излучение ненаправленное, а у электронной АС оно всегда направленное. Это я всё к тому, что имеется очень высокая вероятность того, что в погрешностях звучания инструмент не_виновен, а "виновен не жираф, а тот, кто крикнул из ветвей..." в смысле, кто строил и проектировал собор. Когда звучала музыка я, разумеется, не преминул повертеть головой туда-сюда-обратно, да бы найти лучший ракурс, так сказать. Подьём головы вверх,к Небесам, от свода под которыми, собственно, и отражается божественное искусство на слушателя, даёт весьма неплохой эффект. Может, там, и вправду, кроме звуковых волн, что-то иногда летает. Но лучший эффект получается при положении головы "задом-наперед-и-вверх", что неудивительно; и даже несмотря на то, что искусство требует жертв, сидеть в такой позе - сущая каторга, да и вид такого фанатичного слушателя может вызвать не совсем адекватную реакцию окружающих, оттого жертвы кажутся непропорциональными.
После органа в органном зале, этот орган воспринимается как более "мягкий" и тихий/гулкий/глуховатый - в смысле недостатка высоких. Сам композитор утверждает, что механический инструмент в органном зале - слишком большой для его помещения, и, как он выразился, "топит" зал своим звуком. Говоря это, композитор, как я понял, исходит из требований к органу как к инструменту, сопровождающему мессу и хоровое пение. Если так, то безусловно, в органном зале опасность "утопить" хор имеется. Если же говорить именно об исполнении музыки, не привязанном к чему-либо, особенно, к богослужению, т.е. о ситуации, когда музыка - это не фон для чего-то, а центр содержания и самоцель, то инструмент вполне адекватен помещению, а поскольку помещения сопоставимые, то можно сравнивать. В сравнении с довольно агрессивным и ярким звуком органного зала, в храме инструмент звучит, как уж говорилось, мягче и тише. Но, что бы ни говорил уважаемый Композитор, а в пиковые по звуковой мощности моменты, когда в органном зале, действительно, может создаваться ощущение этакого "затопления", в храме прослушиваются искажения, возникающие при перегрузке аналоговой части электронного звукового тракта. Они не очень заметны (и я даже не скажу, обусловлены ли они перегрузкой тракта по напряжению сигнала или по мощности), но они есть, и это говорит о том, что в эти пиковые моменты электроника работает в предельных режимах. Значит, всё-таки, не вытягивает, раз приходится так делать, хотя, повторяюсь, искажения небольшие, неявные, и в общем, звука, если так можно выразиться, хватает. Хватает за исключением тихих вещей, которые получаются уж слишком тихими, а с учётом недостатка высоких, звучат не только слишком тихо, но и неразборчиво, оттого слушать их трудновато. И эффект присутствия теряется - далеко всё очень.
Кое-какие недостатки можно было бы исправить параметрическим эквалайзером, а именно, малость "прижав" низшие средние (упомянутый "горб" АЧХ в районе 300-800 Гц) и сделав небольшой подъём на высоких частотах. На МОЙ взгляд, небольшое подавление избыточнй и подчёркивание слишком теряющейся части звукового спектра улучшило бы звучание. Правда, это может вызвать другие проблемы. С одной стороны, если в пиковых моментах аппаратура и так работает с перегрузками, то при понижении уровня отдачи на вышеуказанных частотах звук может стать субъективно тише, для компенсации чего пришлось бы добавлять мощности, которой и так -тютелька-в-тютельку. С другой стороны любая электронная коррекция АЧХ звукового тракта (тембра) может привести к страшенной несогласованности электронной части инструмента с механической, что, по сути, куда хуже, чем те недостатки, об исправлении которых идёт речь. Хотя... можно ведь и наоборот, добиться большей согласованности при желании и умении :)


----------------------



Но это всё - техническая сторона дела, но я там, конечно, был для того, чтобы послушать музыку. Вот. Её и слушал.
Но о МУЗЫКЕ я ничего писать не буду.
Единственное, что... Выражаю благодарность Автору.
Tags: 2005
Subscribe

  • а ну и да не

    «Ну и ладно… ну и пусть и…» — так познают природу грусти; «Оно мне надо?.. Да плевать!» — а так кончают познавать природу большинства вещей, если…

  • О пропавшем сне

    Жил да был беспечный сон. Утром отправлялся он, на манер слона из басни, вдоль по улицам гулять. И чего он там гулял… — Мосек, видимо, считал……

  • Пирожки с собой, фонарики наголо или день влюблённых в мистера Н.

             by/ via dpmmax                   * * * Несут маньяки чикатилки и надписав их дарят всем и приглашают на прогулку:  — На…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments